Страницы истории омского рока

Начну с того, что все изложенное ниже – частный взгляд, с которым, наверное, многие могут и не соглашаться. У нас в Омскес рок музыкойкак и везде (наверное) всё довольно непросто.Рок – ведь это как удар железом по стеклу. Здесь и Сейчас  Живо и Быстро  А не то, что годами «дорабатывается и улучшается» (благо современная аппаратура позволяет), в итоге - пластмассовый сироп который в большинстве случаев сейчас льётся из колонок  и называют сейчас рок музыкой. И конечно не могу назвать рок музыкантами тех,которые играют чужие проверенные временем хиты, хотя и довольно профессионально. Иэто наблюдается повсюду. Относится серьезно к группам играющим не свое, мне лично не интересно Хочу здесь процитировать одного из наших Омских музыкантов Павла Креслинга:Омский рок, за редкими исключениями – дикий, шумный, оголтелый, отчаянный и инфантильный, с разбитыми в кровь руками, сорванным голосом и вздувшейся веной на лбу, нежный, как жар юношеской страсти, и горький, как внезапно подступившее взросление. Слов здесь вообще обычно не разобрать – но одна взятая нота и разбитые об барабаны костяшки пальцев порой вмещают больше искренности, чем десять томов второсортной поэзии. (и это сказано на мой взгляд абсолютно верно).Ну да ладно  это так сказать вступление. И давайте поговорим о некоторых группах нашего города, а там сами решите кто из них играет рок, а кто только называет себя рокерами Если говорить о начале рок движения в нашем городе, тут лучше прочесть работу Андрея Третьякова «Энциклопедия омской Рок-Сцены 1965-2003» изданной в 2004 году. Там довольно подробно об этом написано. Специально не будем брать известную на всю страну «Гражданскую Оборону». О Летове и его проектах ужа столько рассказано и написано  Кто интересуется тот все и так знает  

 

Начну с группы к которой я сам имел непосредственное отношение. Это «Парадный Вход». Этот коллектив начинал, как и многие с прослушивания пластинок и магнитофонных записей  Дальше-больше, захотелось что-то сделать и самим  А всё началось в конце 1991-го, когда друзья-соседи по подъезду (по "парадной", как говорят в Питере) Петр Бочкарёв и Павел Креминский впервые услышали "Гражданскую Оборону". В стране происходили исторические перемены: разваливался СССР, вместе с тем уходила школьная пора, заканчивалось детство. Надвигающийся "взрослый" мир не сулил ничего хорошего.  В этой среде, сумрачные и отчаянные песни Егора Летова настолько вдохновили двух подростков, что те решили создать группу. Панк-рок-группу. Совместно потратив личные сбережения, парни обзавелись электрогитарой "Урал". А через некоторое время была куплена и бас-гитара той-же фирмы. Проблема обнаружилась в том, что играть на гитарах никто из них почти не умел, однако, с помощью Пашиного отца, ребятами были освоены семь аккордов, и вскоре новоиспеченная группа приступил к репетициям. Вскоре к ним примкнул гитарист Антон Калашников, он был немного старше друзей и, кроме вполне приличного владения инструментом, блистал знанием рок-музыки, а также обладал незаурядным поэтическим дарованием Следующим важным событием того лета стало знакомство с Сергеем Синицыным (то бишь сомной) который на тот момент был редактором печатного издания "АОР" ("Архив Омского Рока"). Так я стал директором и продюсером новоиспеченной группы. А в середине сентября 1992 года. "Парадный Вход" оказался в студии "Мастер", где, под чутким руководством Сергея Синицына и звукорежиссера Олега Фауста, были записаны 12 композиций, отличавшихся большим стилистическим разнообразием: от примитивного сибирского панк-рока до красивых гитарных баллад ("Гуляй поле", "Упавшие вверх") и невообразимой психоделии ("Гекатомба"). Общее настроение альбома можно охарактеризовать как угрюмо-лирическое.

 

Авторами текстов стали Антон и Петр, за исключением песни "Квадраты", сделанной на стихи ленинградского поэта Владимира Лившица. В альбом включили и композицию «Дорога» которая была посвящена памяти Янки Дягилевой. В ноябре 1992-го, на первой полосе газеты "Вечерний Омск" вышла статья "Парадный Вход в зверинец", где группа называлась главным открытием года в омской рок-музыке, а альбом "Зверинец"- лучшим рок-альбомом года. (фонограмма)  Потом были некоторые перемены в составе, а в 1994 году запись второго альбома «Стеклянные Крылья». Но это был уже совсем другой "Парадный Вход": на записи появилось гораздо больше клавишных, нежели раньше, гранжевыериффы уступили место красивым гитарным пассажам, усложнились гитарные соло, а Петр продемонстрировал приличные вокальные данные. Слабыми местами альбома стали избыточный мелодраматизм и слишком банальная лирика, а также отсутствие "живых" барабанов: их заменила драм-машина (фонограмма) Были выступления на местных площадках и фестивалях, но разногласия среди музыкантов, как итог привели к концу. Последнее выступление группы "Парадный Вход" состоялось на празднике в честь открытия Тарской улицы, 3-го августа 1995-го года, после чего музыканты приняли решение о роспуске ансамбля. 

 

Ещё одна группа, о которой хотелось бы поговорить – «Пик-Клаксон» братьев Евгения и Олега Лищенко Проект возник в 1979 году, и по началу имел множество названий. Музыканты занимались экспериментами в области авангарда с использованием самых разных инструментов – от гитары до вентилятора. В 1984 году группа получает очередное название «Пик-Клаксон». А известность братьям принёс их первый полноценный альбом «Компот Децибел Дебил Пик Клаксон Бесплатно Весь», датируемый 1985-м годом. Нефтяниковские романтики подкупили, кажется, всех своими хитами «Жигули», «Злой Старик», «Полуарлекин, Полумонах» (фонограмма)  Поздним летом 1986 года к проекту примкнул выпущенный из психиатрической лечебницы музыкант Игорь («Дохлый Егор») Летов. Он предложил братьям свою помощь в качестве ударника при записи их тогдашнего проекта «Адольф Гитлер». После кратковременных совместных репетиций, был записан сборник песен под названием «Лечебница». Программа, задумывалась антифашистской и анти-гопнической. Идейным вдохновителем был Евгений. Принципом написания песен стало доведение до откровенного и поражающего абсурда воззрений нацистской идеологии, в котором - словно в зеркале - отображалась бы другая идеология: зверство советского тоталитаризма В том же году братья начинают участвовать во встречах и выступлениях первого омского рок-клуба под председательством Николая Денисова. Так же, как и в других городах, омский клуб был создан под эгидой комсомола, но никакого особого идеологического гнёта его члены на себе не ощущали Тогда же в 1987 году была поездка в ЭНСК, на «Первый Новосибирский РокФестиваль»В соответствии с принципом «кабы чего не вышло», молодёжные функционеры отказали-таки в приезде и выступлении питерскому «АукцЫону» и московским «Звукам Му».

В программе фестиваля образовалась, соответственно, временная ниша, которую нужно было кем-то заполнять. Тут-то и подвернулись организаторам братья Лищенко с Летовым, приехавшие в Новосибирск в компании Олега Судакова и Сергея Сергеева. Все были отвязно-хипповского вида, и на музыкальные вкусы тамошних комсомольцев им было явно плевать. Ребят (не без помощи председателя н-ского рок-клуба Валерия Мурзина) обещали «вставить в программу», если они «быстренько сдадут тексты своих песен на проверку».  После первых отыгранных композиций «официальные лица», сидевшие в первых рядах, просто впали в состояние ступора. Сарказм песен был совершенно не понят жюри  Его члены были уверенны, что видят перед собой на сцене, самых что ни на есть настоящих фашистов, призывающих молодёжь к идеалам воспетых Геббельсом». Летовские же песни, включённые в выступление, поразили всех своим неистовым запалом, своей яростной антимилитаристской мощью. Зал, буквально, бесновался и сходил с ума. Но когда Егор стал в исступлении и с диким хохотом кричать на весь дворец культуры: «мне смешно на вас, страна дураков!», это было уже слишком. Аппаратуру отключили и группу фактически согнали со сцены Так Советский Союз узнал о «Гражданской Обороне», а по стране пошло гулять выражение: «Панк рок существовал в СССР только 20 минут - во время выступления «Обороны» в Новосибирске. Всё остальное - это уже пост-панк!» Записанный в марте 1987 года, очередной назывался «Лишние Звуки». Клаксоны предстали в новом свете. Историк, больше по призванию, чем по образованию, Евгений Лищенко невероятно много читал, был знатоком мировой литературы и культуры вообще. Старый тезис о том, что если человек талантлив, то он редко бывает талантлив в чём-то одном, был подтверждён здесь полностью. Музыкант и поэт, обладающий фантазией сценарист, прозаик и художник-график  Первый, с кем Евгений делился своими идеями, всегда был брат Олег. И тот также старался ни в чём старшему не уступать. «Бэбик» сочиняет и осваивает виолончель и губную гармошку, постепенно вплетая их в саунд группы. Весьма задетые тем, что их - ссылаясь на акустический по составу набор инструментов - начали сравнивать с «Аквариумом», братья Лищенко в 1988 году решают записать электрический, хард-роковый по звуку альбом. К некоторым уже имеющимся песням были дописаны новые. Взяв к себе рекомендованного Игорем Фаустом из группы «Южный Крест» барабанщика Владимира (Вилли) Виллижанова и губную гармошку Бэба, «Пик-Клаксон» теперь «даёт рока» в жёстком электричестве. (фонограмма) Плодом двух лет записей и концертов, явилось подтверждение статуса группы, играющей всё «от супермузыки до антимузыки». Дуэт братьев, с уже тогда серьёзно заболевшим Эженом, записывает в 1989 году при помощи своих московско-питерских друзей, сразу три альбома: «Ослиная Голова», «Приют Святой Цецилии» и «Страна назначения – СССР». (фонограмма) Весной 1990-го года группа даёт последнее в Омске выступление - на всесибирском фестивале «Рок-Периферия – 90» во дворце культуры имени Козицкого. Эжен, измождённый, тогда уже, своей болезнью, стоял, с гитарой на сцене, прямой как свеча, строгий и спрашивал публику: «Ну, что вам спеть?» «Две стороны медали» прозвучали как подведение итогов, только этого никто ещё не понял. Кроме Бэбика на сцене был ещё и примкнувший к братьям гитарист Сергей Нейн, Все трое были длинноволосы, а у Нейна на шее болтались на цепочке серебряные карманные часы. Они весело подрагивали, когда он начинал импровизировать  А пятого июля того же 1990-го года Евгений Лищенко умер в одной из питерских больниц в последствие проведённой ему операции на лёгких  Олег Лищенко с Нейном и Вилли продолжали играть вместе под названием «Клаксон Гам», (иногда – «Вентиляционные Люки»), и записали ещё пару альбомов   (фонограмма и видео) Тридцатого апреля 2004 года омский рок постигает еще одна утрата: трагически погибает Олег Лищенко.

 

Теперь еще об одной своеобразной группе Омска – «Кровавый Утренник».  В 1990 году на сцене ДК "Козицкого" города Омска в рамках рок-фестиваля "Периферия-90", где выступали монстры того времени, "Апрельский марш" (Екатеринбург), "Путти" (Новосибирск), "Девять" (Барнаул), "Волосы" (Томск) и ещё группы из Красноярска, Якутии и Тюменской области, - появилась новая командочка, которую представили, как любимцев детских садов и яслей - "Кровавый Утренник". После третьей песни, "Страна Дураков", новоиспеченные музыканты были благополучно согнаны со сцены, якобы за ужасное исполнение и ненормативную лексику, комсомольцами (организаторами фестиваля).  Юные коммунисты и не подозревали, что этим произвели на свет скандальную, - теперь уже культовую и легендарную,Омскую панк-группу покоряющую своим творчеством уже несколько поколений молодёжи и насилующую уши "эстетов от культуры". В 1991 году, на одном из концертов, проходящем в Политехническом институте, на сцену к "Кровавому" поднялись, изрядно поддатые, музыканты из легендарной группы "Гражданская оборона" и вместе "взлабнули", до сих пор не умирающий, хит "Кушников" - "Дайте Мне Шмассер", тем продемонстрировав положительное отношение к новой панк-группе. В 1992 году "Кровавый Утренник" выступил с музыкантами из Нижнего Новгорода, один из которых - Сергей Крестовский сейчас член группы "Уматурман". В 1993 году, песня "Утренника" - "Королева Минета" была показана в "Программе-А" на "РТР". В 1995 году Армен Григорян (группа "Крематорий") после совместного выступления с "Утренниками" сказал, что его впечатлила песня группы - "Теплотрассница", а особенно фраза - "Ты дитя канализации-отрыжка цивилизации". В 1996 году, когда Сергей Чиграков ("Чиж и К") услышал в исполнении "Кровавого Утренника" песню "Королева Минета", то с недоумением сказал,- опередили "собаки", теперь придётся написать "Король Минета". В 1997 году, состоялся живой концерт в ДК" Звёздный", где восемнадцать вокалистов из лучших рок-групп региона (один из них-гитарист "Гражданской Обороны" Александр Чеснаков) исполняли песни группы "Кровавый Утренник".

- 6 -

 Запись эта смикширована в CD-альбом и носит название "Пьяный трибьют-КУ". (фонограмма)   В 2003 году "Кровавый Утренник" попал в энциклопедию "Русского рока" выпущенную "Ассоциацией Российских рокеров"(Москва). До распада в 2000 году, за десять лет определился золотой состав "Кровавого Утренника": Олег(Батюшка) Молоков - лидер группы, ударник, Евгений(Синий) Гордиевский - вокалист, автор песен, Юрий(Дорис) Дорошенко - бас-гитарист, Андрей(Булгакыч) Булгаков - гитарист(сейчас живёт в Москве), Ольга(Удавка) Кочеткова - клавишница (сейчас живёт в Италии).О своём участии в «Кровавом Утреннике» рассказал Александр Беломоин – вокалист и текстовик первого состава группы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: