Стилевые различия барокко и классицизма


Рассмотрите и проанализируйте произведения:
1. «Похищение дочерей Левкиппа» П.П. Рубенса и «Похищение сабинянок» Н.Пуссена
2. «Аркадские пастухи» Н.Пуссена и «Et in Arcadia Ego» Гверчино
3. Проект восточного фасада Лувра работы Бернини (I и II варианты) и реализованный проект Клода Перро,
4.Фасад Зимнего дворца (Ф.Растрелли) и арку Генерального штаба (К.Росси) на дворцовой площади в СПб.

5. Решетку Летнего сада в СПб и Золотые ворота Екатерининского дворца в Царском Селе.

 

1) Похищение дочерей Левкиппа Питера Пауля Рубенса и Похищение сабинянок» Н.Пуссена

Сюжет картины «Похищение дочерей Левкиппа» великий фламандский живописец занял из мифа о братьях Диоскурах, похитивших двух дочерей у их папы – царя Левкиппа. В Соответствии С мифом, похитители приходятся красавицам двоюродными братьями, жаждущими жениться на своих красивых сестрах

До сих пор точно не известно, почему Рубенс изобразил красивых молодых женщин Гилаиру и Фебу нагими, оказавшимися в поле под полуденным зноем. Феба – жрица Афины, а Гилаира – богини Артемиды. При похищении взоры девушек устремлены в небеса, то ли моля Богов о спасении, то ли благодаря их за посланных женихов. Не смотря на то, что картина была написана художником в начале 17-ого века, первые упоминания о ней относятся только к началу 18-ого века. Облаченный в доспехи Кастор изображён верхом на чёрном жеребце, который символизирует его скорую кончину.

Полидевка же Рубенс изобразил с обнажённым торсом. Его смуглая кожа отчетливо контрастирует с белоснежной кожей дочерей Левкиппа.

Два амура, помощники бога любви Эрота, также принимаю участие в этой сцене на картине. Амуры практически постоянно находятся на картинах в мифологических сюжетах, связанных с эротическими приключениями.

Положение тела одной из сестёр (в руках Кастора) напоминает нам Леду Микеланджело.

Смотря на полотно, сложная игра цветов и линий уводит от реальной жизни и переносит в античный сюжет наполненный эстетическим звучанием, персонажи которого полны эмоциональности, драматизма и жажды жизни.

 

«Похищение сабинянок» — Никола Пуссен

По мнению римских историков, в Риме проживали одни только мужчины. Племена, живущие по соседству, не желали отдавать своих дочерей за обычных бедняков. Тогда один из основоположников Рима – легендарный Ромул, выдумывает хитроумный план. Он организует грандиозное празднование и приглашает на него сабинян. Они принимают приглашение и приезжают в город вместе со своими семьями и дочерьми. Тогда римские жители накинулись на гостей, и воспользовавшись их безоружностью, стали похищать юных девушек. После чего началась война, которая длилась на протяжении многих лет.

Задний план Николя Пуссен, крупная фигура в живописи барокко, был «философом-художником», чьи работы содержат одни из лучших примеров формальной гармонии и контроля. Он был очень вдохновлен искусством классической античности, особенно греческой скульптурой и греческой архитектурой, и его эрудированный классицизм основан на идеалах разума, баланс и пропорции. Покровительством коллекционера произведений искусства кардинала Франческо Барберини (1597, 1597-1679) и его кругом Пуссен известен своей исторической живописью, хорошо смоделированной фигурной живописью, сюжеты которой часто застывают во времени и инструментальными средствами. История была изображена на различных произведениях искусства во время итальянского Возрождения и представ, включая картину Пьетро да Кортона (1627 1627 - 1616, Капитолийские музеи) и Жака Стеллы (около 1630, Художественный музей Принстонского университета); а также современная версия Пабло Пикассо (1962 1962 - 1962, Музей изных искусств, Бостон); и знаменитая скульптура «Изнасилование сабинянок» (Loggia Loggia dei Lanzi, Флоренция) работы Джамболоньи.
2) Аркадские пастухи» Н.Пуссена и «Et in Arcadia Ego» Гверчино

 Картина «Аркадские пастухи» считается самой загадочной из работ Никола Пуссена. Тривиальный на первый взгляд сюжет раскрывается, когда мы узнаем предысторию изображенных событий. Художник писал этот полотно дважды, причем с разницей в 20 лет. И именно более поздняя версия картины принесла ему известность.

В центре холста мы видим фигуры трех пастухов. Они склонились у надгробия, пытаясь прочитать надпись на нем. Рядом стоит девушка, чья цель нахождения на картине не совсем ясна. Приглядевшись, мы понимаем, что на плите написана фраза «Et in Arcadia Ego», что в переводе с латыни означает «И я был в Аркадии».

Аркадия - реальное место в Центральной Греции, где, судя по всему, и был написан холст. Греческие хитоны, сандалии и венки на персонажах также свидетельствуют об их местонахождении. В античные жители Аркадии в основном занимались скотоводством и жили в полной гармонии с природой, отсюда и взялся Аркадии, как образ-то идеального места. Природа, которую рисует нам художник, будто не тронута человеком. Скалистая местность с многолетними деревьями.

В чем же смысл надписи на надгробной плите? Умерший, посредством эпитафии как бы обращается к живым, говоря, что жизнь скоротечна, все мы бренны на этой земле, и даже здесь, в Аркадии люди умирают. Считается, что девушка на картине является здесь аллегорией мудрости, что весьма характерно для классицизма. В первом варианте картина она выглядела иначе. Юная с босыми ногами и оголенной грудью. 20 лет спустя художник изобразил ее уже статной дамой, слишком белокожей, чтобы быть пастушкой. Ее поза говорит о том, что она старше и опытнее. Положив руку на плечо одного из пастухов, она будто поддерживает его, говоря, что это неизбежно.

Все на холсте подчинено строгим канонам классицизма. Традиционное сочетание красного, синего и желтого, идеальный пейзаж и стройные фигуры пастухов, выстроенные практически в ряд, чтобы зритель мог рассмотреть каждого
«Эт в Аркадии Эго». 1621 - 1623. Рим.
На этой картине можно увидеть, как два аркадских пастуха неожиданно наталкиваются на череп. Он лежит на небольшом постаменте, на котором написана латинская фраза. Несомненно, здесь она должна понимать как указание на то, что и в Аркадии есть смерть. Таким образом, картина Гверчино иллюстрирует тот смысл этой фразы, которая выявляет в своем Словаре Дж. Холл. У Гверчино эти мифические пастухи обескуражены увиденным до этого по своей наивности они не задумывались над тем, что же есть смерть. Череп навел их на мысли об этом.
Если картина Гверчино первая живописное воплощение идеи, сформулированная в этом латинском выражении, то луврская картина Никола Пуссена «Аркадские пастухи» или иначе тоже именуемая по самой этой фразе-самая известная ее живописная иллюстрация.
Одним из первых произведений второй половины XVII века, в котором основополагающие принципы французского классицизма получили наиболее полное выражение, является восточный фасад Лувра (1667 1667-1678), в проектировании и строительстве которого участвовали Франсуа д 'Орбе (1634 1634-1697), Луи Лево и Клод Перро (1613 1613-1688).

3) Проект восточного фасада Лувра работы Бернини (I и II варианты) и реализованный проект Клода Перро,

Восточный фасад Лувра, который часто называют Колоннадой Лувра, составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов-Тюильри и Лувра. Фасад большой протяженности (173 173 м) имеет центральный и два боковых ризалита, между двумя на монументальном гладком цоколе с редкими проемами покоятся мощные (высота 12 м) сдвоенные колонны коринфского ордера, образующие вместе с отступающей вглубь стеной глубокие затененные лоджии. Наиболее богатый по своим формам, декору и членам ризалит центрального входа с трехпролетным портиком увенчан треугольным фронтоном. Тимпан фронтона богато декорирован скульптурным рельефом. Плоский архитектурный рельеф боковых ризалитов создает логичный переход к боковым фасадам Лувра, который повторяют композицию восточного фасада, с тем отличием,
Монументальный фасад здания с его укрупненными формами и подчеркнутой масштабностью полон величия и благородства, но в то же время в нем чувствуется оттенок рассудочной холодности, свойственный зрелому классицизму.
Классическое здание, отличие от барочного, всегда исполнено строгого величия, спокойствия и уравновешенности. Классицизм XVII века в своем чистом виде представленных немногими произведениями. Первым в чреде памятников и по значению является восточный фасад Лувра архитектора Перро.
Клод Перро родился в 1613г., Умер в 1688 г. По профессии он был врачом и занимался архитектурой как любитель. Тем не менее, Людовик XIV предпочел его проект восточного фасада Лувра проекту знаменитого Бернини, специально вызванного в Париж. Этот фасад, иначе называемый «Колоннадой Лувра», стал программным произведением Классицизма и самым лучшим образцом монументальной французской архитектуры во всей ее истории. Он определил всю французскую архитектуру до конца XVIII века.
Колоннада Лувра составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов - Тюильри и Лувра. Фасад Перро покоряет своим органическим масштабом, величавым спокойствием, ясным соподчинением частей, парадностью и торжественностью всей композиции. Трудно найти более яркий и совершенный пример французского классицизма второй половины XVII века по богатству и выразительности форм, по пространству организованности и пластической выразительности. Строгая, геометрически четкая поверхность стены цокольного этажа сменяется выше торжественной и распахнутой вовне колоннадой. Галерея на сдвоенных колоннах, образующая второй этаж, придает ему легкость и воздушность. Фасад имеет три выступа в виде трехпролетных портиков, средний из которых увенчивает треугольный фронтон. Современники бесконечно восхищались этим сооружением, его рациональной простотой,

4) Фасад Зимнего дворца (Ф.Растрелли) и арку Генерального штаба (К.Росси) на дворцовой площади в СПб.

 Сооружение зимнего дворца выстроено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и роскошью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Пышность и великолепие внешнего облика формирует изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает поверхность стены, создавая эффект неупокоя и перемещения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и легкость. Въездные ворота декорированы резной решеткой. Красочность, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, ощущается в наружном облике дворца. Со времени строительства здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.

Иорданская галерея отделана в стиле барокко, размещена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.. Колонны Иорданскойлестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и роскошные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла

Белый зал грандиозен по размерам, декорирован колоннами, скульптурой, барельефами.

Дворец представляет собой громадный четырехугольник с немалым внутренним двором. Фасады дворца непохожие по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся практически на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы, усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее торжественный. В средней, выступающей, части размещается тройная аркада въездных ворот, увенчанных прекрасной ажурной решеткой. За границу главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сформировалось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

5) Решетку Летнего сада в СПб и Золотые ворота Екатерининского дворца в Царском Селе.

Считается, что архитектором Фельтеном сотворен и архитектурный проект решетки Летнего сада, включающий:

 

 трое величественных ворот;

32 звена неповторимой кованной металлической решетки;

36 гранитных колонн.

 Проект императрице приглянулся

 . Весной 1771 г. в карельские каменоломни был передан заказ на добычу гранита для фундамента и столбов решетки Летнего сада. Каменные детали ограды вытесали мастера из д. Путилово, а заказ на металлические звенья получил торговец Денисов, владеющий заводами в Туле. Ограда без исключения выкована вручную.

Арх. Ю. М. Фельтен предложил занимательное

решение, в котором удачно сочетался мотив колонн, восходящий к петровским галереям, со сквозной кованной решеткой, что также перекликалось с характером трельяжей. Классически стройные колонны, увенчанные вазами, вырублены из пютерлакского гранита и покоятся на массивном цоколе. Их монументальность оттеняется графически отчетливым рисунком решетки, завершенной золочеными копьями и листьями аканта и связанной золочеными же розетками, которые протекают

по средней высоте стержней. Совершенны по своей завершенности и утонченному изяществу створы ворот. В них «вписаны» выполненные из металла силуэтные изображения античных ваз с золочеными цветами. Ворота венчаются крутыми спиралями и пальметтой, что придает створам особую легкость. Ограда Летнего сада странно хороша и по своим пропорциям, и по соотношению камня и металла – массивности первого и легкости кованных вертикалей второго, - и по цветовой гамме. Розовато-Серый гранит и золоченые детали гармонируют с «линиями», будто бы прочерченными графитом, звеньев. Ограда не заслоняет ни вид на сад, ни панораму на Неву и прекрасно читается на фоне зелени и серебристо-свинцовых вод реки и отраженного в ней северного неба.

Золотые ворота Екатерининского дворца — визитная карточка Царского Села. Свое наименование они возымели

из-за богатства золоченых деталей. Но они изумительны не столько множеством позолоты, сколько своей ажурностью, величием

причудливого барочного рисунка.Ограда Екатерининского дворца не имеет равных по затейливости и мастерству выполнения

 . Кованое чёрно-золотое кружево так и притягивает взор. Как и ворота, они украшены

накладными акантовыми узорами

 , которые, в свою очередь, покрыты позолотным слоем.Всего ворот в Екатерининском дворце трое: Церковные (у Воскресенской церкви с севера), Зубовские (у Зубовского флигеля с юга) и центральные Золотые — между полукруглыми служебными флигелями — циркумференциями, обрамляющими торжественный двор. Ворота и решётки были выкованы мастерами Сестрорецких оружейных заводов по чертежам архитекторов С.И. Чевакинского и Ф.-Б. Растрелли. Работы по созданию ворот и решёток длились 14 лет и были закончены к 1761 году.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: