Организация и структура системы первичной медико- санитарной помощи

1. Организация и структура учреждения первичной медико-санитарной помощи.

Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации. В целях обеспечения указанного права допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан

2.Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи: регистратура поликлиники, формирование потоков пациентов. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи. Терапевтические отделения, их задачи

К административной части городской поликлиники относятся кабинеты главного врача, кабинеты заместителей главного врача по лечебной работе, клинико-экспертной работе, административно-хозяйственной работе, по экономическим вопросам, а также кабинет главной медицинской сестры, кабинет медицинской статистики, отдел кадров, бухгалтерия. Руководит поликлиникой - главный врач поликлиники. Если поликлиника объединена со стационаром, то руководит зам. главного врача по поликлинике.Основными задачами главного врача являются: организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому. Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и инфекционной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности и общей смертности населения, совершенствование форм обслуживания прикрепленного населения, подбор и расстановка кадров, организация воспитательной работысреди сотрудников поликлиники. В структуре крупных городских поликлиник могут быть выделены отделение профилактики, отделение реабилитации и восстановительного лечения, а также женская консультация.

Главный врач обязан анализировать деятельность учреждения в целом по итогам года на основе данных медицинской статистики и объяснительной записки зам. главного врача по лечебной работе; участвовать в составлении и сдаче годового статистического отчета. На основе анализа деятельности поликлиники и состояния ее материально-технической базы, укомплектованности кадрами и их квалификации главный врач обязан составлять годовые планы работы поликлиники, перспективные планы развития материально-технической базы учреждения, мероприятия по совершенствованию лечебно-профилактической деятельности, по усовершенствованию профессиональных знаний медицинских работников. Наряду с этим, главный врач должен совершенствовать организацию и режим работы кабинетов и служб поликлиники с целью наиболее полного удовлетворения сложившейся потребности населения, особенно в субботние и воскресные дни. Изучать и внедрять передовой опыт лучших амбулаторно-поликлинических учреждений и мероприятий по организации труда в деятельность медицинского персонала, совершенствовать организацию работы управленческого аппарата поликлиники. Назначение и увольнение главного врача осуществляется вышестоящим органом здравоохранения. Главный врач находится в непосредственном подчинении муниципального органа здравоохранения.Кабинет доврачебного контроляи осмотров обеспечивается, согласно табелю оснащения, необходимым медицинским оборудованием, мебелью и оргтехникой (компьютером с периферией и программным обеспечением), бумагой для принтера и утвержденными отчетно-учетными формами.Штатные нормативы медперсонала - по одной должности медицинской сестры кабинета доврачебного контроля и осмотров в смену.Работа кабинета осуществляется по 2-х сменному графику в часы работы поликлиники.Учет услуг, выполненных в кабинете доврачебного контроля и осмотров, производится в соответствии с перечнем медицинских услуг по программе обязательного медицинского страхования. Основными задачами отделения профилактики являются:

· организационное обеспечение ежегодной диспансеризации всего населения в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.

· организация и проведение диспансерных осмотров.

· раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска.

· контроль и учет ежегодной диспансеризации всего населения.

· подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболевания для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

· санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и др.).

Для осуществления этих задач отделение профилактики:

· Совместно с другими отделениями, кабинетами составляет планы и графики диспансерных осмотров всего населения и контролирует их выполнение.

· Проводит осмотр населения и необходимые функциональные исследования.

Задачи терапевтического отделения:

оказание высококвалифицированной медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля

всестороннее обследование и плановое лечение больных

оказание неотложной помощи на дому

выполнение диагностических манипуляций

проведение диспансеризации, активного выявления и динамического наблюдения пациентов с факторами риска заболеваний

своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении с проведением обследования в полном объеме

3.Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи.

Подростковый кабинет -структурное подразделение поликлиники по оказанию квалифицированной медицинской помощи прикрепленному подростковому населению, с учетом физиологических особенностей пубертатного возраста; осуществление преемственности в работе с детской поликлиникой, при передаче лиц, достигших 15- летнего возраста, во взрослую поликлинику; проведение ежегодных профилактических медицинских(скрининговых) осмотров целевых групп прикрепленного населения и учащихся общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования, направленных на ранее выявление и снижение заболеваемости; проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни у

подростков, санитарно – гигиеническому воспитанию подростков; работа с юношами допризывного и призывного возраста, проведение мероприятий направленных на повышение уровня психо- физической подготовленности юношей допризывного и призывного возраста, оздоровление юношей допризывного и призывного возраста; работа с девушками фертильного возраста, направленная на улучшение репродуктивного здоровья молодежи.Основными задачами подростковых кабинетов (отделений), городских поликлиник, обслуживающих учащихся, студентов среднего и высшего профессионального образования являются:

1) обеспечение первичной медико-санитарной помощью прикрепленных контингентов, то есть организация и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, смертности;

2) оказание квалифицированной и организация специализированной лечебной помощи прикрепленным контингентам;

3) организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому воспитанию прикрепленных контингентов, а также по повышению уровня психо-физической подготовленности юношей допризывного и призывного возрастов, репродуктивного здоровья молодежи.

4.Подразделения диагностические, восстановительного лечения и реабилитаци.Кабинет медицинской статистики, его задачи.

Отделения медицинской реабилитации являются современными специализированными центрами, обслуживающими различных пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Такие отделения в рамках своей структуры включают в себя физиотерапевтические кабинеты наряду с залами лечебной физкультуры, тренажерными блоками, кабинетами механотерапии, водолечения, массажа, фитобары и тому подобное. Использование в рамках реабилитации широкого спектра всевозможных методик и средств восстановительной терапии предоставляет максимально устойчивое восстановление у пациентов трудоспособности, повышая качество жизни больных Основной задачей отделений медицинской реабилитации и диагностики выступает создание единой системы реабилитации пациентов со всевозможными патологиями, с психоневрологическими и опорно-двигательными заболеваниями в том числе. В кабинетах функциональной и ультразвуковой диагностики проводят обследования с применением электроэнцефалографа под названием «Нейрон-спектр», а, кроме того, используется электрокардиограф. Основными задачами кабинета медицинской статистики являются:

учет и обработка первичной медицинской документации, характеризующей деятельность поликлиники;

группировка статистической информации, расчет показателей, составление таблиц, сигнальных сводок, кодирование заболеваний;

анализ показателей здоровья обслуживаемого населения;

своевременное предоставление необходимой информации заведующим отделениями, врачам для анализа;

составление квартальных, годовых отчетов, своевременное представление их в вышестоящие организации;

расчет и анализ показателей работы поликлиники, функций врачебной деятельности, моделей конечных результатов деятельности поликлиники;

оперативная статистическая обработка показателей работы поликлиники и состояния здоровья обсуживаемого населения;

осуществление контроля за оперативностью и полнотой учета, за качеством ведения медицинской документации в поликлинике;

проведение инструктажей как первичных, вводных так и внеплановых;

своевременное представление всех показателей работы служб поликлиники главному врачу, заместителю главного врача поликлиники по медицинской части, заведующим отделений;

 проведение организационно-методической работы с медработниками по улучшению качества учета работы, достоверности подаваемой информации учета рабочего времени.

 В кабинете медицинской статистики обрабатывается вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам, которая хранится с соблюдением установленных нормативными документами сроков

5.Структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь

Организационный вид деятельности участковой медицинской сестры включает:· подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др., своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам и др.);

· заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;

· помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;

· при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного и др.;

· выдачу очередных талонов для повторных посещений;

· комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;

· заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;

· подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.

· Проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.

6.Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры, осуществляющей первичную медицинскую помощь.

Работник, принятый на работу медицинской сестрой, должен обязательно пройти медицинский осмотр, специальное обучение, вводный инструктаж по технике безопасности, первичный инструктаж для медсестры - на рабочем месте, повторный инструктаж - не реже одного раза в 6 месяцев, внеплановый (при изменении условий труда медицинской сестры, нарушениях техники безопасности, произошедших несчастных случаях).Результаты инструктажа оформляются в соответствующем журнале, проверяется знание данной инструкции по охране труда для медицинской сестры учреждения.
1.2. К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, имеющие законченное среднее медицинское образование, которые владеют основными видами сестринских манипуляций, изучившие инструкцию по охране труда для медсестры.
1.3. Работник имеет право отказаться от порученной ему работы, если создалась ситуация опасная для лично его здоровья, или для людей, которые его окружают, и окружающей среды.
1.4. Работник обязан неукоснительно соблюдать требования и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения:

соблюдать дисциплину;бережно относиться к оборудованию, инструментам, приборам, медикаментам, материалам и спецодежде;содержать в чистоте свое рабочее место и территорию;периодически проходить медосмотры.

1.5. На рабочем месте запрещено курить, употреблять алкоголь.
1.6. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
1.7. Необходимо также соблюдать правила личной гигиены:

употреблять пищу только в столовой;

работу выполнять в идеально чистой спецодежде;

при выполнении инъекций пользуйтесь резиновыми перчатками;

1.8. Медицинская сестра обязана соблюдать инструкцию по охране труда в медицинском кабинете.
1.9. Медицинский кабинет учреждения должен быть оборудован и оснащен инструментарием согласно утвержденному перечню оборудования и инструментария для медицинского кабинета.
1.10. За нарушение требований настоящей инструкции по охране труда для медицинской сестры медицинский работник,  привлекается к ответственности согласно с законодательством.

7. Центр (отделение) профилактики. Центр здоровья

Центр здоровья создается, как структурное подразделение в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ, включая учрежденияздравоохранения для детей.

Работа центра здоровья осуществляется по 2-сменному графику в часы работы ЛПУ.

Центр здоровья возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем МО, в составе которого организован центр здоровья.

Заведующий Центром здоровья назначается из расчета одна должность на 8 врачей. Врачебные должности для обеспечения приема населения в Центрездоровья устанавливаются из расчета 0,4 должности врача на 10 тыс. населения. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета не менее 1,5 должности на 1 врача. Должности младшего медицинского персонала устанавливаются из расчета не менее 1 должность на 6 врачей.

Так как Центры здоровья созданы из расчета один Центр на 200 тыс. человек населения, то рекомендуемый штат будет следующим: 8 врачей, 12 медицинских сестер, 2 должности младшего медицинского персонала. Всего — 22 штатных единицы.

8.Особенности организации работы детской поликлиники

Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.

9.Составление планов гигиенического воспитания

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности. Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

= снижение распространенности курения;

= улучшение качества питания;

= увеличение физической активности;

= смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

= соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

= снижение потребления алкоголя;

= профилактика употребления наркотиков;

= улучшение качества окружающей среды

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят навыступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

 

10.Составление планов противоэпидемических мероприятий.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:

• регистрация и оповещение;

• эпидемиологическое обследование и санитарноэпидемиологическая разведка;

• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

• режимно-ограничительные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;

• санитарно-разъяснительная работа.

Основные противоэпидемические мероприятия таковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения.

11.Обучение осуществлению сестринской деятельности в школах здоровья

Медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий. Она проводит первичную и вторичную профилактики:
а) формирование здорового образа жизни:
• повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;
• санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
д) целевое санитарно-гигиеническое воспитание:
• создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
• повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений;.

Задача 1

1)обратиться к проктологу; 2)ЛФК; 3)регулирование стула; 4)питание: частое питание, в рацион включить свежие овощи, салаты, подсолнечное масло.

Задача 2

ИМТ: 28.34

Задача 3

Стационар на дому представляет собой новую ступень в системе оказания квалифицированной вневрачебной помощи населению. Он организуется в составе городской поликлиники, предназначен для больных с острыми и хроническими заболеваниями в основном терапевтического и неврологического профилей (не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении). Стационар на дому пользуется всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами, имеющимися в поликлинике. Медикаменты приобретаются в аптеках по назначению врача самими больными. Руководство его работой осуществляется зав.отделением. Необходимость лечения больного в стационаре на дому решается участковым терапевтом после согласования с зав.отделением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: