История народной самодеятельности киностудий и фото-студий

Если одна часть самодеятельных кинематографистов обратилась к народному материалу, то другая вновь начала проявлять активный интерес к игровому и мультипликационному кино. Несмотря на всю сложность создания подобных фильмов в непрофессиональных условиях, в начале 80-х годов значительно увеличилось количество специализированных самодеятельных объединений этих видов, что, в общем, свидетельствовало о дифференциации вкусов и интересов кинолюбителей, об их потребности творить в игровом процессе, не рассчитывая постоянно на полноценный результат. Любопытны в этом смысле мотивы приобщения кинолюбителей к игровым картинам. Преодоление творческих сложностей, стремление к созидательному единению – вот что являлось главным для участников народной самодеятельной киностудии Выборгского ДК (Ленинградская обл.), по мнению их руководителя. В таких коллективах работа над любительским кинопроизведением превращалась в настоящее удовольствие, развлечение: «...Подход к новому фильму у нас в студии начинается с “перелопачивания” огромного количества художественной и специальной литературы, а потом уже следуют предложения... Каждое занятие у нас в студии – это вечер “посиделок”, гоняем чаи, ведем заумные разговоры».

Появление внутренне ориентированных любительских кинообъединений, названных «элитарными», выглядело в глазах общественного мнения, не привыкшего к плюрализму жизнеповедения, несколько вызывающим на фоне студий, ведущих широкую общественно-культурную работу. Только любительская художественно-творческая киноэлита могла позволить себе снимать один 19-минутный игровой фильм в течение 2-х лет. В регионах с традиционно высоким уровнем культуры, таких, например, как Прибалтика, они находили благоприятную для своего функционирования почву. Не случайно именно там проводился традиционный и единственный в нашей стране фестиваль любительского игрового фильма «Каунасская весна».

Возрастание игрового мироощущения в сфере любительского кинотворчества, неутилитарного, раскрепощенного, проявляющегося во всех видах и жанрах кино, вызывало у самодеятельных кинематографистов потребность в творческом саморазвитии. До этого считалось, что им легче, чем профессионалам, снять, например, фильм о производстве, потому что они знают его лучше, ближе. Но недаром говорится «Большое видится на расстоянии». Очень даже непросто в привычном разглядеть необычное. Когда не хватает образного мышления, умения сразу схватить суть явления или характера, способности сопоставить факты и логично выстроить сюжет киноповествования, то многие трудности становятся почти непреодолимыми.

Однако эти свойства творческой личности можно в некоторой степени развить, воспитать с помощью определенных педагогических методик. Теперь уже взрослые, а не только дети, с удовольствием приобщаются к играм, упражнениям, будирующим их фантазию, воображение. Эти формы занятий начинают в то время встречаться все чаще и чаще. Дается, например, задание рассказать «биографию» двух неодушевленных предметов (стула, кресла) либо по речевой характеристике двух неизвестных лиц надо определить время, в котором они живут, составить портреты героев, дать характеристику их отношения друг к другу либо провести воображаемую киносъемку, дать свою текстовку фотографии и т. д. В полной мере осознается пагубность подражательности, некритического заимствования примеров из «большого кино», при котором улетучивается неповторимый «дух» любительства, пропадает ощущение выстраданности собственных кинопроизведений.

         В целом данному периоду в развитии кинолюбительства характерны следующие тенденции. Сфера любительских критико-сатирических фильмов обогатилась игровыми средствами выражения. При активном содействии телевидения и профессиональной кинематографии новый импульс в любительских фильмах получают техническая пропаганда и научная популяризация. В учебных заведениях страны организуется подготовка специалистов по руководству самодеятельнымикинообъединениями. Происходит осознание ценности индивидуального творческого самовыражения в сфере любительского кинотворчества и, соответствен-но, меняется отношение к индивидуальномукинолюбительсту. Определенная часть кинолюбителей отказывается от подражательности «большому кино», направляя свои усилия на развитие собственных художественно-творческих потенций.

Для отечественного фотолюбительского движения первой половины 70-х годов характерно присутствие определенных кризисных моментов. Они были вызваны тем, что менялось руководство многих фотоклубов, в рядах их участников происходила смена поколений, часть фотоклубов переориентировалась на «элитность». Последнее означало, что в фотоклубы стали принимать не всех подряд, а только самых способных и творчески плодотворных. Такой подход практиковался, например, в горьковском фотоклубе «Волга». Чтобы стать его членом, фотолюбителю необходимо было представить на суд общего собрания свои лучшие фотоработы, пять из которых должны были получить положительные оценки. И только после этой процедуры фотолюбитель зачислялся кандидатом в члены фотоклуба, а потом, после предоставления новых выставочных работ, он принимался в действительные члены. Данная тенденция свидетельствовала о дифференциации любительских интересов в сфере фотографии. Одна часть фотолюбителей в большей степени ценила устремленность на достижение высоких художественно-творческих результатов в работе фотоклуба, а другая часть – ценила просто возможность общения, участия в его делах.

Наиболее важным мероприятием 70-х годов, давшим импульс в развитии фотолюбительства, стало проведение Всероссийского фестиваля самодеятельного творчества трудящихся (1975–1977 гг.). Это был многоэтапный форум, задействующий фотолюбительские силы в районах, городах, областях и краях нашей страны. Итогом фестиваля явилась Всероссийская фотовыставка, по итогам которой лучшие фотоклубы, получили звания народных фотостудий, а это предоставляло возможность иметь двух штатных работников.

В данный период наиболее сильные фотоклубы расширили сферу своих контактов, принимая активное участие в международных салонах и конкурсах, среди которых выделялись: «Бифота», «За социскусство», «Злато око», «Ифосканбалтик», «Премфото», «Реус» и др. Особую активность в международной выставочной деятельности проявил фотоклуб «Норд» (г. Мурманск), который за шесть лет с момента создания участвовал почти в 200 выставках в 35 странах. В числе самых «громких» его наград – Гран-при за клубную коллекцию на выставке В Орлеане (Франция) и серебряная медаль за участие в «Интерклубе-78» в Чехословакии.

Для 70-х годов характерен поиск новых форм фотоклубной деятельности. В них организуются различного рода секции по интересам, активно ведется пропаганда фотоискусства. В чебоксарском фотоклубе «Ракурс», например, функционировали три секции – творческая, учебная и «друзей клуба». Основной формой контактов с общественностью фотоклуб выбрал «Дни фотоискусства», в рамках которых на предприятиях, учреждениях, в колхозах и районах организовывались передвижные фотовыставки. Другой известный фотоклуб «Новатор» (г. Москва) демонстрировал свои фотовыставки в производственных помещениях фабрики «Буревестник». Из-за нехватки выставочных помещений многие фотоклубы того времени организуют свои экспозиции в фотомагазинах, кинотеатрах, устанавливают стенды с фотографиями на улицах.

Продолжают функционировать межклубные фотовыставки. Их тематическая направленность закрепляется географически: «Натюрморт» и «Спортивная фотография» в Москве, «Человек и природа» в Новокузнецке, «Глазами северян» в Мурманске, «Онега» в Петрозаводске, «Пусть всегда будет солнце» в Чебоксарах, «Рыбацкий меридиан» во Владивостоке». С 1975 года в нашей стране возникает несколько иная форма выставочной деятельности – круговой обмен клубными фотоколлекциями, получивший название «Фотоорбита». Это дает возможность фотолюбителям постоянно быть в курсе того, что делается в творческом плане их собратьями по увлечению. Каждая клубная коллекция тщательно обсуждается на заседаниях фотоклубов без присуждения тех или иных призовых мест.

         В 70-е годы снова возрождается проведение фотофестивалей. Один из первых фестивалей провел совместно с местным отделением Союза журналистов челябинский городской фотоклуб. В его программу входил теоретический семинар, шесть городских фотовыставок, конкурс клубных коллекций, блицфотоюморина.

Большую организационно-методическую помощь оказывал фотолюбителям в то время кинофотоотдел Дома народного творчества им. Н. К. Крупской и созданный при нем фотоклуб «Кадр», возглавляемый Р. Крупновым. Они не только разрабатывали различного рода, учебные программы, но и непосредственно на местах проводили семинары для фотолюбителей, помогали организовывать базовые фотоклубы. В 70-е годы на Центральном телевидении впервые появилась специализированная передача   для фотолюбителей – «Объектив».

В ней шла речь о событиях в мире фотоискусства, о ведущих отечественных фотоклубах, о различных выставках и конкурсах, о художественно-творческом уровне, представленных на них фоторабот. Таким образом, происходило художественно-эстетическое воспитание не только фотолюбителей, но и обычных зрителей.

После того, как учреждения культуры перешли на хозяйственный расчет, сообщества кинолюбителей стали вынуждены снимать коммерческие фильмы на заказ и предоставлять подобные платные услуги людям, чтобы иметь возможность существовать. Организаторам этих учреждений стало невыгодно содержать такие сообщества на средства государственного и профсоюзного бюджета, хотя ранее они жили благодаря любительским фильмам, снимавшихся под их крышей. Когда встал вопрос между коммерческой выгодой и духовными убеждениями, большинство кинолюбителей решило выбрать второе и уйти из студий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: