Водяной насос и система охлаждения

Система охлаждения на дизелях К-461-М2 применяется закрытого типа с принудительной циркуляцией воды. Эта система не сообщается с атмосферой. Основными частями системы являются центробежный водяной насос, радиатор, осевой вентилятор, трубопроводы и термометр, который контролирует температуру воды, выходящей из головок цилиндров. Охлаждающая вода циркулирует в системе охлаждения (рис.5.28) в следующей последовательности. Водяной насос 23 подаёт воду из водяного радиатора 14 в блок-картер. По трубопроводам 1,6 с отверстиями, уложенным в боковом канале блок-картера, вода поступает к втулкам всех шести цилиндров дизеля, охлаждая их. После этого, проходя через перепускные отверстия 5 в верхней части блок-картера, вода поступает в головки цилиндров, охлаждает своды камер сгорания и стаканы форсунок, после чего через водяной коллектор 7 по трубопроводу 13 проходит в радиатор. На дизелях с наддувом охлаждающая вода подводится к корпусу подшипников турбонагревателя 4 по трубопроводу 3 от дифферинциальной трубы, а из турбонагревателя по трубопроводу 6 поступает в сборный коллектор. В систему охлаждения также входит бачок 22 уровня воды, в котором установлено реле аварийного уроння воды, подающее импульс на аварийную остановку дизеля при снижении уровня воды в системе ниже допустимого. Бачок уровня воды подключен к системе охлаждения дизеля таким образом, что весь поток воды, идущий от радиатора по трубе 15 к насосу 23, проходит через него. Водяные радиаторы дизелей расположены в воздуховодах 8, находящихся под крышей вагона. Они охлаждаются наружным воздухом, который забирается установленными в воздуховодах электровентиляторами 16 осевого типа. Воздух забирается через жалюзи 20, проходит радиатор и выбрасывается наружу через жалюзи противоположной стороны вагона. Подача воздуха регулируется с помощью привода 18 и рукоятки 19 фиксации положения жалюзи. В холодное время года охлаждение может осуществляться за счёт циркуляции воздуха в дизельном помещении. В этом случае заслонка 11 располагается вертикально.

Любое положение заслонки устанавливается тросом 12 с помощью лебёдки 9, системы блоков и фиксатора 10. В систему охлаждения дизеля заливается 60 л воды с добавлением на 1 литр воды 3-5 г хромпика. Для растворения хромпика на стене вагона находится бачок 17, а для перекачки раствора в систему охлаждения используется ручной насос 21 и система запорных вентилей. Для измерения температуры охлаждающей воды служит дистанционный термометр 2, размещённый на щитке приборов. Паровоздушный клапан предохраняет закрытую систему охлаждения дизеля от разрушения из-за появления в системе избыточного давления или разрежения. Пружины парового и воздушного клапанов отрегулированы таким образом, что при избыточном давлении в системе на 0,08 МПа открывается паровой клапан. При снижении давления в системе ниже атмосферного на 0,001 МПа срабатывает воздушный клапан, открывая доступ в систему атмосферному воздуху для достижения нормального давления. Водяной радиатор является теплообменным аппаратом, в котором охлаждающая жидкость отдаёт тепло потоку атмосферного воздуха, проходящего через него.

В системе охлаждения применен водяной насос (рис.5.29) центробежного типа. При частоте вращения 4400 об/мин он развивает производительность 8000 л/ч; приводится во вращение шестерней привода зарядного генератора. Насос состоит из следующих основных деталей: латунной крыльчатки 12, валика 21, чугунного корпуса 11 и крышки 5, которая одновременно служит всасывающим патрубком. Литой спиральный канал в корпусе со стороны крышки переходит в нагнетательный патрубок. Стопорные винты 19, фиксирующиеся гайками 18, ограничивают перемещение двух шарикоподшипников. Установленная на лыске крыльчатка закрепляется гайкой 6 и стопорной шайбой 7 с левой резьбой.

Стык плоскостей вращающейся втулки 13 и неподвижной уплотнительной шайбы 14, выполненной из стеклотекстолита или графитированного текстолита, уплотнён. Шайба 14, манжета 27 сальника из специальной резины и бронзовая нажимная пружина 15 зажаты в корпусе втулкой 28 и закреплены четырьмя винтами, ввёрнутыми заподлицо. В два паза втулки входят выступы уплотнительной шайбы, закреплённые стопорным кольцом. Для предотвращения вытекания масла из полости расположения шарикоподшипников в корпус насоса запрессована втулка 16 лабиринта с маслосгонной резьбой, а на валике насоса установлен маслоотражатель 17, который отбрасывает масло на пружинную поверхность кольцевой выточки и через сверление направляет в поддон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: