Профилактические мероприятия у лиц пожилого и старческого возраста

Профилактические мероприятия у лиц пожилого и старческого возраста.

 

 

Молодость — недостаток, который быстро проходит.

 

И. В. Гете.

 

 

Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем. В течение последних лет в России наблюдается рост потребности в социальном обслуживании, который обусловлен увеличением численности лиц пожилого возраста и инвалидов. Предполагается, что этот рост сохранится и в ближайшем будущем.

 

Вместе с тем возможности развития системы социального обслуживания и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее время во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями. Возникла острая необходимость в формировании нового, позитивного имиджа старости в обществе.

Социальные проблемы пожилых людей условно можно поделить на 3 группы:

 

1. медицинские;

2. психологические;

3. социальные.

Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Социальный статус изменяется следствие прекращение трудовой деятельности. В результате чего отмечается:

 

1. избыток свободного времени;

2. сужение привычного круга общения;

3. утрата ведущей роли в семье (ослабление или изменение воспитательных функций).

 

 

Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания, боятся оказаться беспомощными и зависимыми.

 

Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности.

 

Это неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям.

 

Старение – процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений. Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями.

 

У пожилых людей выявляются такие проблемы как:

 

1. ухудшение здоровья;

2. снижение памяти;

3. спад творческой активности;

4. нарастание неуверенности и тревожности;

5. мнительность;

6. обидчивость;

7. раздражительность;

8. нетерпимость, иногда неуживчивость и чёрствость;

9. появление или усиление подавленности.

 

В пожилом и старческом возрасте снижается подвижность психических процессов, это проявляется в усилении отклонений в психике.

 

Пожилые люди наиболее подвержены влиянию стресса по всем понятным причинам.

 

Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, тяжело переживают свои болезни, беспокоятся, тревожатся, паникуют, впадают в депрессию. Старея, пожилой человек расстается с мечтами, с желаниями и страстями, присущими непосредственно молодости. У многих людей в состоянии старости желание двигаться вперёд перестаёт иметь смысл.

 

В России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3 % из них - это люди старше 75 лет. 3-4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребывает только 216-220 тыс. человек. Согласно статистике:

 

•   50 % пожилых испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице;

•   15 % лиц в возрасте 65-74 года страдают явным ограничением подвижности, а после 75 лет эта цифра увеличивается до 30 %;

•   от 17 до 41% не могут самостоятельно посещать медицинские учреждения;

•   31 % испытывают затруднения при самообслуживании (одевании, купании, приеме пищи, отправлении естественных потребностей);

•   8 % не выходят из своих квартир;

•   5 % не покидают постели;

•   от 4 до 5 заболеваний приходится на каждого пожилого; в дальнейшем на каждые 10 лет добавляются по 1 - 2 заболеваниям;

•   74 % постоянно принимают лекарства;

•   58 % оценивают свое здоровье как "плохое" и 10 % - как "очень плохое";

•   33 % лиц старше 60 лет падают, по крайней мере, 1 раз в году, причем половина падений приводит к повреждениям, 25 % больных с переломами бедренной кости умирают в течение первых 6 мес, только 25 % возвращаются к прежней подвижности;

•   30 % страдают нарушениями слуха;

•   26 % - нарушением зрения;

•   10-15 % 60-летних и 31-40 % 80-летних людей поражены деменцией (слабоумием);

•   15 % страдают недержанием мочи;

•   11 % вызывают "Скорую помощь" чаще 2-3 раз в месяц;

•   более 20 % пожилых людей проживают одиноко;

•   25 % пожилых людей периодически не хотят жить или хотят покончить жизнь самоубийством...

 

Одиночество престарелых людей приобретают особую актуальность, и становится массовым явлением. Такие престарелые люди представляют особую группу риска, особенно те из них, кто не имеет детей. Многие не способны к самостоятельному обслуживанию и нуждаются в посторонней помощи.

Одиночество усугубляет чувство изоляции в обществе. Осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.

 

Довольно часто одиночество приводит к суицидальным поступкам. В случае утраты одного из супругов или другого родственника достаточно высок социальный риск. Перенести смерть близкого человека, пережить её – самый мощный стрессовый фактор жизни. В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой: смертью близкого человека.

 

Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Основную форму патологии составляют хронические заболевания: кардиосклероз; гипертоническая болезнь, поражение сосудов головного мозга; эмфизема легких, сахарный диабет; болезни глаз, различные новообразования.

 

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым.

 

Особенности оказания помощи

 

Медицинскую помощь пожилые люди получают в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения:

 

1. амбулаторно-поликлинические учреждения;

2. стационарные учреждения;

3. специализированные центры (госпитали) по оказанию медицинской помощи пожилым людям;

4. больницы сестринского ухода;

5. гериатрические больницы;

6. гериатрические центры.

 

С 1995 года в России утверждена новая специальность врач- гериатр.

 

В каждом регионе имеется базовый гериатрический центр, обеспечивающий организационно-методическое руководство деятельностью медицинских и социально-медицинских учреждений по оказанию гериатрической помощи населению. В амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются специализированные отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп, особенно инвалидам пожилого возраста, лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому.

 

ВОЗ выделяет три типа медицинской помощи пожилым:

 

•   первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и приемы доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

•   первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей практики (не ограничивается только врачебной помощью);

•   гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады.

 

Социальное обслуживание пожилых и престарелых осуществляется Центрами социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

 

Центр социального обслуживания для граждан пожилого возраста, включает, как правило, несколько отделений:

 

•   Отделение дневного пребывания (рассчитывается не менее чем на 30 пенсионеров). Здесь организовано питание, медицинское и культурное обслуживание. Желательно наличие спец. мастерских или подсобных хозяйств и посильная трудовая деятельность в них пенсионеров.

•   Отделение временного пребывания. Оно осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия; культурное и бытовое обслуживание; питание в условиях круглосуточного содержания.

•   Отделение социальной помощи на дому. Здесь осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

 

Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», оказание юридической помощи, оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

 

В пожилом и старческом возрасте увеличивается риск онкозаболеваний. Когда человека уже нельзя вылечить, достойно прожить оставшиеся дни ему помогают в хосписе.

 

Хосписы - гуманистическое, лечебное учреждение для больных раком в последней стадии болезни. Принципиальное отличие хосписа от традиционных больниц состоит в создании условий для полноценной, нормальной жизни безнадежного больного» - это путь к избавлению от страха перед страданием, сопутствующим наступлению смерти, путь к ее восприятию как естественного продолжения жизни. Опыт хосписов убеждает, что в условиях эффективной паллиативной помощи (когда боль и другие тягостные симптомы могут быть взяты под контроль) возможно примирение с неизбежностью смерти, которую люди принимают спокойно и с достоинством. Здесь свои усилия объединили медики, социальные работники, священники и волонтеры.

 

Много общего с хосписом у геронтологического центра. Здесь взаимодействуют такие области знаний как геронтологии, геронтопсихология, гериатрия.

 

Пожилые люди могут быть бодрыми и активными, но, конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Проявляется ряд хронических заболеваний, которые зачастую приводят к инвалидности. Поэтому особое значение приобретает медико-социальная реабилитация – это одно из направлений социальной помощи.

 

Включает в себя:

 

1. организацию и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях;

2. обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими;

3. осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура);

4. согласование и координацию работы с лечебными учреждениями города.

 

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

 

Пожилые люди с большим трудом адаптируются, и в связи с этим пожилым оказывается психолого-социальная помощь. Одна из задач психолого-социальной помощи – это социальная адаптация.

 

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

 

Социальная адаптация включает в себя:

 

1. организацию психологической, консультативной помощи (личные проблемы, конфликты в семье, стрессы);

2. мероприятия по организации досуга, поддержка одиноких людей (организация клубов по интересам, студий народного творчества, спортивные мероприятия, привлечение к общественной деятельности, культурной жизни, различные встречи, беседы, вечера вопросов и ответов, решение проблем трудоустройства пожилых людей) – это поможет сохранить социальную активность;

3. патронаж семей, в которых живут престарелые люди.

 

Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.

 

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов: обследование больного, диагностирование состояния пациента (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем, выполнение плана сестринских вмешательств, оценка полученных результатов.

 

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья и указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

 

В пожилом возрасте как никогда важна помощь и поддержка, причем они могут выражаться как в ведении обычной домашней деятельности, так и в профессиональной медицинской помощи.

 

Важная роль в организации квалифицированной помощи лицам пожилого и старческого возраста отводится сестринским кадрам. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяет обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам

 

Для правильной организации ухода необходимо знание особенностей поведения пожилых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней.

 

Работа с пожилыми людьми обладает своей спецификой и требует определенного опыта. Сестринский уход (то есть медицинский) подразумевает выполнение медицинским работником назначенных врачом медицинских процедур. Это может быть: постановка лечебных клизм и катетера, обработка стом, кормление через зонд, постановка различных уколов. Социальный работник может сходить за продуктами и в аптеку, оплатить счета, сдать одежду в химчистку, приготовить обед и т.д.

 

Работа медицинской сестры на дому становится все более сложной и многогранной, включающей в себя различные стороны профилактической, лечебно-диагностической работы и ухода за пациентами. На средний медицинский персонал возлагается задача по обучению населения приемам оказания неотложной помощи и уходу за больными, проведению реабилитационных мероприятий.

 

Особо сложной является работа медицинского работника, осуществляющей уход за лежачими больными. Здесь ее основная работа состоит не только в том, чтобы проводить постоянную профилактику возникновения пролежней, но и мотивировать больного к борьбе с болезнью, поддерживать в нем положительный настрой. Особое значение, в этом случае, приобретают профессиональные качества медработника, которая осуществляет уход: пожилой человек не должен быть обделен вниманием. Идеальный медработник частенько становится тихим ангелом, умеющим понимать больного без слов, воспринимая его мимику и жесты как единственный источник информации.

 

Уход за пожилыми людьми всегда требует определенного настроя, спокойствия и терпения. Некоторые пожилые могут неадекватно воспринимать знакомую обстановку, а также иногда перестают ориентироваться в окружающем пространстве, становятся тревожными и беспокойными. При уходе за больными пожилого и старческого возраста очень важно правильно организовать питание.

 

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой).

 

Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

 

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность.

10. Поддерживать общение с другими людьми.

11. Отправлять религиозные обряды.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать.

14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

 

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

 

•   опрос пациента и его близких;

•   осмотр пациента;

•   проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;

•   проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

 

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

^

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

1. Прием пищи

o  не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;

o  частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;

o  полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)

o  не нуждается в помощи;

o  нуждается в помощи.

3. Одевание

o  не нуждается в посторонней помощи;

o  частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;

o  полностью нуждается в посторонней помощи.

4. Прием ванны

o  принимает ванну без посторонней помощи;

o  нуждается в посторонней помощи.

5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)

o  не нуждается в помощи;

o  частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);

o  постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

6. Посещение туалета

o  не нуждается в помощи;

o  частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);

o  нуждается в использовании судна, утки.

 

7.Вставание с постели

o  не нуждается в помощи;

o  нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;

o  может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;

o  не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

8.Передвижение

o  может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;

o  может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;

o  может передвигаться с помощью инвалидной коляски;

o  не способен к передвижению.

9.Подъем по лестнице

o  не нуждается в помощи;

o  нуждается в наблюдении или поддержке;

o  не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

 

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

 

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

 

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

 

При беседе с пожилым человеком следует придерживаться определенному алгоритму:

 

1. выяснить как сам пожилой человек описывает свое состояние в настоящий момент;

2. обладает ли пожилой человек знаниями о лекарствах, которые принимает;

3. о взаимосвязи между образом жизни и здоровьем;

4. как питается пациент, как сочетаются рекомендуемая и реально соблюдаемая диеты, есть ли болезни, связанные с нарушением обмена веществ или пищеварения;

5. как функционируют органы выделения, имеются ли жалобы со стороны мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта и кожи;

6. как пациент оценивает свою двигательную активность, есть ли заболевания сердечнососудистой, дыхательной или опорно-двигательной систем;

7. как пациент соблюдает режим сна, отдыха, есть ли нарушения сна, с чем они связаны;

8. чем занимается пациент в свободное время;

9. как человек оценивает свою роль в семье;

10. как пациент обычно справляется с проблемными ситуациями, его действия обычно помогают преодолению таких ситуаций или ухудшают их, существуют ли у пациента индивидуальные приемы при эмоциональном стрессе (выясняют толерантность к стрессу);

11. какие существуют увлечения и жизненные приоритеты: какие принципы важны еще с детства, и к какой культурной, этнической, религиозной или другой группе относится человек, какой ёго система жизненных ценностей.

 

После опроса медсестра определяет проблемы пациента, которые могут быть связаны с дефицитом его знаний в области укрепления здоровья, неправильным образом жизни (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное, нерациональное питание и т.д.).

 

На основании полученных данных составляется и осуществляется план сестринских вмешательств. При составлении плана медсестра обязательно должна заручиться поддержкой пациента и родственников для успешного выполнения намеченных мероприятий.

 

При реализации сестринских вмешательств медсестра должна дать полную консультацию пациенту по вопросам рационального образа жизни, помочь в формировании здоровых привычек (отказ от курения, употребления алкоголя). Снабдить пациента печатной литературой по формированию здорового образа жизни. Медсестра должна указать пациенту на факторы риска, которые могут привести к ухудшению его здоровья: это может быть ожирение, гиподинамия, неполноценный отдых, плохой уход за кожей и т.д.

 

Основная задача сестры — побудить пациента к самообслуживанию и поэтапному решению проблем. Медсестра при посещении пациента на дому должна повторять свои рекомендации как можно чаще, давать их не только устно, но и письменно, а также показать соответствующие приемы ухода на практике. Нужно также убедиться в том, что пациент правильно понял советы медсестры. Для этого можно попросить его повторить или показать в действии то, что медсестра рекомендует делать. На всех этапах сестринского процесса медсестра должна проводить анализ изменяющейся ситуации и вносить коррективы в свои действия.

 

Важное место в организации ухода за старым человеком занимает предупреждение травм и несчастных случаев.

 

Ответить на вопросы по теме занятия:

 

 

1. Назовите основные потребности пожилого человека.

2. Какие медицинские услуги оказываются пожилым людям?

3. Дайте оценку потенциальных возможностей пациента.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: