Введение. Актуальность исследования

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования.

Актуальность исследования. Формирование универсальных учебных действий (далее – УУД) является приоритетной задачей современной системы образования в Российской Федерации. Они обеспечивают обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Данное умение можно достичь путем сознательного и активного присвоения школьников социального опыта уже со ступени начальной школы.

Детям необходимо научиться учиться самостоятельно. Они должны уметь поставить перед собой учебную задачу, спроектировать направления их реализации, осуществлять оценку и контроль собственных достижений. Иначе говоря, основная цель современного образования направлена на формирование самостоятельного умения учиться. Русский язык является одним из фундаментальных предметов в начальной школе, следовательно, успехи в изучении этого предмета в большей степени влияют и на результат обучения младшего школьника по другим учебным дисциплинам. Ведь язык является основным средством самовыражения, самопознания и развития креативных способностей ребенка. Овладение навыками творческой деятельности и системы языка обеспечивают младшим школьникам наиболее глубокое понимание себя и окружающих людей, помогают освоить систему нравственных и этических ценностей. Таким образом, это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

Дети начинают вступать в коммуникацию с самого раннего возраста. К периоду поступления в первый класс они, как правило, уже обладают целым рядом речевых и коммуникативных компетенций. А также имеют определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте шести-семи лет у ребенка возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников. Обучающиеся начинают оказывать помощь друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т.д. Данные действия являются одной из важнейших задач развития на школьном этапе.

Таким образом, для формирования коммуникативного компонента УУД младший школьный возраст является благоприятным. Впервые социальный смысл индивидуальные успехи ученика приобретают на этапе начального обучения. Следовательно, для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности младших школьников учителю необходимо создавать оптимальные условия.

Степень разработанности проблемы исследования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной деятельности находятся в центре внимания многочисленных исследователей. Пути к решению вопросов по проблемам формирования коммуникативных УУД представлены в работах таких авторов, как: Ю.К. Бабанский, Д.В. Воровщиков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинская, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

В работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» А.Г. Асмолов дает определение понятию универсальных учебных действий, раскрывает виды и их характеристики [8].

М.В. Жуковой и А.С. Крупышевой изучены методические аспекты формирования во внеурочной деятельности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы с применением метода проектов. В ходе проведения экспериментальной работы в общеобразовательной школе авторы раскрыли динамику развития коммуникативных УУД младших школьников [34].

Осуществленный анализ литературы позволяет считать, что современные психолого-педагогические публикации отечественных авторов по проблемам организации проектной деятельности младших школьников содержат две основные диаметрально противоположные точки зрения.

Первой позиции придерживаются А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.В. Енжевская, К.Н. Поливанова, С.В. Клевцова и др. Они считают, что учителя начальной школы должны осуществлять пропедевтику проектной деятельности. Потому что данная деятельность не соответствует возрастным способностям младших школьников [53].

Однако, Е.Н. Бичерова, М.В. Дубова, Е.Н. Землянская, И.А. Колесникова, Н.В. Матяш, П.А. Маслов, М.К. Хуснетдинова и др. утверждают, что использование проектов в системе школьного образования не зависит от возрастного диапазона [42]. Согласно их точке зрения, «младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею» [37]. Авторы считают, что проектная деятельность может оказывать положительное влияние на мотивационную, когнитивную и коммуникативную сферы младших школьников. А также способствует формированию исследовательских навыков, творческой самореализации, инициативности.

В целом, анализ научной литературы и образовательной практики позволяет говорить о наличии следующих противоречий:

· между требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к формированию универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, и тем, что реальность зачастую не соответствует нормам и далека от предполагаемых результатов. Некоторые дети нетерпимы друг к другу, не уважают мнения других людей, затрудняются ясно выразить свои мысли и донести свою точку зрения собеседнику;

· между значительным педагогическим потенциалом проектной деятельности вообще и проектных задач в частности для развития личности и недостаточной изученностью возможностей проектных задач при формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка.

Таким образом, имеются основания говорить о существовании научной проблемы: можно ли формировать коммуникативные универсальные действия младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка и при каких условиях это будет наиболее эффективно?

Наличие данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы – «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и апробировать условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка посредством решения проектных задач.

Предмет исследования – условия успешности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в указанном процессе.         

В начале исследования была выдвинута гипотеза: формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка будет более эффективным, если педагог начальных классов:

· осуществляет диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

· подбирает проектные задачи, которые способствуют формированию умений общаться, договариваться со сверстниками, представлять и оценивать результаты совместного проектирования;

· применяет разнообразные типы проектных задач (исследовательские, творческие и т.д.).

Цель, предмет, объект и выдвинутая гипотеза определили необходимость последовательного решения следующих задач исследования:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать сущность и значение коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.   

2) Выявить пути и задачи формирования коммуникативных УУД младших школьников в рамках учебной дисциплине «Русский язык».

3) Раскрыть особенности формирования коммуникативных УУД в процессе решения проектных задач на уроках русского языка в начальной школе.

4) Диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД у обучающихся начальной школы.

5) Разработать и апробировать комплекс проектных задач различного типа, которые направлены на формирование коммуникативных УУД обучающихся начальных классов на уроках русского языка.

6) Выработать методические рекомендации по применению проектных задач на уроках русского языка в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Методологической основой исследования являются:

· концептуальные положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова о развитии универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода;

· теоретические положения М.М. Бахтина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева о коммуникативной компетентности личности;

· идеи Н.Ф. Виноградовой, М.И. Кузнецовой, О.А. Рыдзе о содержании и методике формирования универсальных учебных действий младшего школьника как результате обучения в начальной школе;

· идеи А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В Егоркиной о дидактическом потенциале проектных задач в начальной школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ детских работ, статистические методы обработки результатов исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап предполагал осуществление анализа психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, отбор методик, которые дают возможность диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в курсе обучения русскому языку, проведение констатирующего эксперимента.

II этап связан с разработкой и апробацией уроков русского языка, включающих решение проектных задач на уроках русского языка, которые направлены на развитие коммуникативных УУД, уточнением и корректировкой рабочей гипотезы, расширением спектра проектных задач.

III этап включал проведение контрольного эксперимента. На данном этапе выявлена эффективность решения проектных задач для развития коммуникативных УУД на уроках русского языка благодаря подобранным методикам. Также осуществлялся сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов, сформулированы выводы, разработаны методические рекомендации, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.

Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем:

1) решена научная проблема о возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения проектных задач на уроках русского языка в начальной школе;

2) выявлены условия наиболее эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка (диагностирование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; наличие комплекса проектных задач, которые способствуют формированию коммуникативных умений; применение разнообразных типов проектных задач).

Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации и систематизации материала по проблеме использования проектных задач на уроках русского языка с целью развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы, в преподавании педагогических дисциплин, а также учителями в их работе и студентами в процессе педагогической практики, при подготовке к семинарам.

Положения, выносимые на защиту:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) определяет достаточно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников, в том числе и коммуникативных. Вместе с тем, в реальности общение обучающихся начальной школы зачастую не соответствует нормам и предполагаемым результатам. Некоторые дети нетерпимы друг к другу, не уважают мнения других людей, затрудняются ясно выразить свои мысли и донести свою точку зрения до собеседника.

Успешное формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников возможно на уроках русского языка вообще и при решении на этих уроках проектных задач, в частности. Однако значительный педагогический потенциал проектных задач для развития личности и формирования коммуникативных универсальных учебных действий недостаточно изучен и в неполной мере используется на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка будет более эффективным, если учитель начальных классов: осуществляет диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; подбирает проектные задачи, которые способствуют формированию умения общаться, договариваться со сверстниками, представлять и оценивать результаты совместного проектирования; применяет разнообразные типы проектных задач.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ г. Мурманска СОШ № … 3 «…» класс (25 обучающихся, учитель ФИО) – экспериментальный класс, традиционная система обучения, учебно-методический комплекс «Школа России»; 3 «…» класс (26 обучающихся, учитель ФИО) – контрольный класс, традиционная система обучения, учебно-методический комплекс «Школа России».

Структура работы. ВКР состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, раскрыты теоретическая и практическая значимость, двух глав, в которых последовательно решаются поставленные в начале исследования задачи, заключения, в котором представлены основные выводы по данной работе, списка использованной литературы, который включает 74 наименования, и приложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: