Роль астрономии в развитии цивилизации
Астрономия (от греч. άστρο — звезда и νο ́μος — закон) — наука,
изучающая Вселенную, космическое пространство и небесные тела.
Традиционно астрономия входит в число физических наук, поскольку
оперирует преимущественно физическими методами исследования
окружающего мира. Астрономия рассматривает астрономические
объекты различного масштаба — от макромира (Вселенная, галак-
тики, звезды, планеты и др.) до микромира (космическая пыль и др.),
астрономические процессы (возникновение и эволюция Вселенной,
эволюция материи и астрономических объектов) и астрономическия
явления (свечение звезд (излучение), движение небесных тел и др.).
Помимо понятия астрономических объектов, имеющих естественное
происхождение, используется понятие космических объектов, к кото-
рым помимо астрономических объектов относятся космические аппа-
раты, находящиеся за пределами земной атмосферы в космическом
|
|
пространстве.
Значение астрономии велико в силу важности вопроса о месте чело-
века во Вселенной. Тысячелетиями человечество осмысливает окружа-
ющий мир, и астрономия вместе с другими естественными науками
дает научный ответ. Прикладное, практическое значение астрономии
заключается в развитии космонавтики и космических технологий,
помогающих решать многие задачи на Земле и открывающих гори-
зонты экспансии человечества в другие миры.
Астрономия делится на непосредственные наблюдения космических
явлений и теоретические исследования (моделирование и осмысле-
ние). Внутри астрономии выделяют несколько научных направлений,
перечислим наиболее важные.
Исследования отдельных уровней астрономических объектов:
• внегалактическая астрономия: объекты за пределами нашей Га-
лактики;
• галактическая астрономия: устройство Галактики Млечный Путь;
• звездная астрономия: типология звезд и звездных систем;
• планетология: типология и происхождение планет, а также есте-
ственных спутников;
• физика Солнца: эволюция и физические особенности Солнца.
Междисциплинарные исследования:
• астробиология: происхождение и распространение жизни во Все-
ленной;
• астрометрия: определение координат небесных тел;
• астростатистика: обработка накопленной информации о кос-
мических объектах;
• астрофизика: физические и физико-химические процессы косми-
ческих явлений;
• космогония: возникновение мироздания;
• космология: устройство Вселенной;
• космохимия: химический состав астрономических объектов;
• небесная механика: взаимное движение небесных тел и их систем.
|
|
Близко к астрономии находится космонавтика (от греч. κόσμος —
Вселенная и ναυτικη ́ — мореплавание) — прикладная техническая
наука, изучающая различные аспекты космических полетов.
(?) Любопытно, что термин «космонавт» (участник космических
полетов) имеет различные национальные варианты. В США, Японии
и большинстве европейских стран — астронавт, в Китае — тайконавт,
во Франции — спасионавт, в Германии — раумфарер, в Индии — виома-
навт. Как вы думаете, с чем это связано?
Высшее астрономическое образование можно получить в ведущих
российских вузах: Московский государственный университет имени
М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, Уральский феде-
ральный университет имени первого Президента России Б. н. Ельцина,
Казанский (Приволжский) федеральный университет. Для последних
лет характерен высокий конкурс на небольшое количество мест. Смеж-
ную подготовку также осуществляют физические и аэрокосмические
направления бакалавриата и магистратуры. Школьных учителей астро-
номии готовят физические факультеты педагогических университетов.
Важное значение в астрономических исследованиях играет Отде-
ление физических наук Российской академии наук. В числе ведущих
организаций стоит назвать московские Институт астрономии, Инсти-
тут космических исследований, петербургский Институт приклад-
ной астрономии, якутский Институт космофизических исследований
и аэрономии имени Ю. Г. Шафера СО РАн, Институт теоретической
физики имени Л. Д. Ландау в городе Черноголовке, Пулковскую астро-
номическую и Крымскую астрофизическую лаборатории.
научный характер астрономии определяют используемые методы,
позволяющие проводить наблюдения космических объектов и прове-
рять теории в повторяющихся экспериментах.
Более подробно о методах речь пойдет ниже, перечислим основные
направления:
• оптические наблюдения;
• математическое моделирование;
• компьютерное моделирование и использование методов машин-
ного обучения;
• фиксация волн различных диапазонов, гравитационных волн;
• выявление излучения нейтрино и иных элементарных частиц;
• отправка зондов к космическим объектам;
• пилотируемые миссии.
До XX в. астрономия ограничивалась только оптическими наблю-
дениями и математикой. научно-техническая революция позволила
в последние десятилетия достичь существенного прогресса в познании
Вселенной.
История астрономии насчитывает несколько тысячелетий, и все это
время стоял вопрос разделения научного знания и иных культурных
явлений. Очевидно, на становление астрономии повлияли религиозные
вероучения (об этом пойдет речь ниже). но не менее тесно в массо-
вом сознании астрономические знания переплетаются с лженаучными
и паранаучными концепциями.
«Сводная сестра» астрономии — астрология, ненаучное учение
о связи положения небесных тел с личностными особенностями инди-
вида, а также с событиями человеческой и общественной жизни.
Астрология родилась в глубокой древности от сочетания потребности
в календаре, определенных суеверий (например, о пагубности затме-
ний) и представлений о теснейшей взаимосвязи микрокосма (жизнь
человека) и макрокосма (Вселенная).
Основной астрологический метод — составление и трактование
гороскопа, схематичного расположения небесных тел в какой-либо
момент. При этом само составление происходит на вполне объективных
научных данных, но их расширительное трактование — уже исключи-
тельно ненаучный прием. Различные культурные традиции сформиро-
вали астрологические школы Европы (годовой цикл 12 знаков зоди-
ака), Китая (60-летний цикл), Индии, цивилизаций Мезоамерики.
|
|
Поскольку астрологические предсказания пользовались устойчивым
спросом со стороны элиты и правителей, то многие астрономы про-
шлых веков прибегали к астрологическим «изысканиям» ради финан-
сирования настоящей науки.
Значительную роль в популяризации астрологии сыграло современ-
ное общество потребления: увязка определенного товара со знаками
зодиака или с «символами года» стала типичным приемом в марке-
тинге и рекламе. Многие, в том числе респектабельные средства массо-
вой информации публикуют еженедельные гороскопы для развлечения
публики.
(?) Провокационное задание: найдите в газете астрологический про-
гноз, вырежьте упоминания о конкретном знаке зодиака, перемешайте
и предложите знакомым случайный вариант (вне зависимости от даты
их рождения). Заметят ли они подмену?
Зачастую лженаучные теории получают развитие в связи с опреде-
ленным политическим заказом. Известно увлечение нацистских руко-
водителей оккультизмом и астрологией: даже нападение на СССР
22 июня 1941 г. было приурочено к летнему солнцестоянию. В астро-
номии нацисты пытались развивать основанную на древнегерман-
ской мифологии доктрину вечного льда, предполагающую возникно-
вение Солнечной системы в результате столкновения огненной сферы
и космического льда. У доктрины имелось и политическое измерение:
Рейх трактовался как солнечная сторона, а СССР — как средоточие
льда.
Распространенным лженаучным явлением стала уфология, «изучаю-
щая» неопознанные летающие объекты (от англ. UFO — нЛО). Оборот-
ной стороной космической гонки между СССР и США стало массовое
увлечение поисками внеземных цивилизаций и следами их присут-
ствия на Земле. Образ пришельцев активно эксплуатируется кинемато-
графом, научно-фантастической литературой, комиксами.
К уфологии примыкают многочисленные связанные с астрономией
теории заговора — конспирологические учения о скрываемых прави-
тельством «фактах» и «фальсификациях». Перечислим самые известные
|
|
абсурдные и любопытные версии:
• «Общество плоской Земли», более столетия отрицающее шароо-
бразность планеты;
• «Розуэлльский инцидент» 1947 г. с якобы имевшим место захва-
том США космического корабля и вскрытием тела пришельца;
• «Лунный заговор» касательно «сфальсифицированной» нАСА
высадки астронавтов на луну;
• «новая хронология» Анатолия Фоменко, ставящая под сомнение
историю человечества на основе различных, в том числе астрономиче-
ских «свидетельств» в исторических источниках;
• наиболее показательный пример — «учение» Дэвида Айка,
согласно которому многие политические лидеры (включая президен-
тов США и членов королевской семьи Великобритании) на самом деле
принадлежат к инопланетной расе рептилоидов.
Многие теории заговора пользуются вниманием средств массовой
информации, проникают в культуру через кинематограф и оккультную
литературу.
Распространение лженаучных концепций и падение уровня техниче-
ского образования побудили Министерство образования и науки Рос-
сийской Федерации (Минобрнауки России) ввести астрономию в про-
грамму школьного образования (ранее астрономические сведения
изучались в ходе освоения физики и естествознания). После отмены
предмета в 1991 г. курс вернулся в школы осенью 2017 г.