Роль астрономии в развитии цивилизации

Роль астрономии в развитии цивилизации

 

 

Астрономия (от греч. άστρο — звезда и νο ́μος — закон) — наука,

изучающая Вселенную, космическое пространство и небесные тела.

Традиционно астрономия входит в число физических наук, поскольку

оперирует преимущественно физическими методами исследования

окружающего мира. Астрономия рассматривает астрономические

объекты различного масштаба — от макромира (Вселенная, галак-

тики, звезды, планеты и др.) до микромира (космическая пыль и др.),

астрономические процессы (возникновение и эволюция Вселенной,

эволюция материи и астрономических объектов) и астрономическия

явления (свечение звезд (излучение), движение небесных тел и др.).

Помимо понятия астрономических объектов, имеющих естественное

происхождение, используется понятие космических объектов, к кото-

рым помимо астрономических объектов относятся космические аппа-

раты, находящиеся за пределами земной атмосферы в космическом

пространстве.

Значение астрономии велико в силу важности вопроса о месте чело-

века во Вселенной. Тысячелетиями человечество осмысливает окружа-

ющий мир, и астрономия вместе с другими естественными науками

дает научный ответ. Прикладное, практическое значение астрономии

заключается в развитии космонавтики и космических технологий,

помогающих решать многие задачи на Земле и открывающих гори-

зонты экспансии человечества в другие миры.

Астрономия делится на непосредственные наблюдения космических

явлений и теоретические исследования (моделирование и осмысле-

ние). Внутри астрономии выделяют несколько научных направлений,

перечислим наиболее важные.

Исследования отдельных уровней астрономических объектов:

• внегалактическая астрономия: объекты за пределами нашей Га-

лактики;

• галактическая астрономия: устройство Галактики Млечный Путь;

• звездная астрономия: типология звезд и звездных систем;

• планетология: типология и происхождение планет, а также есте-

ственных спутников;

• физика Солнца: эволюция и физические особенности Солнца.

Междисциплинарные исследования:

• астробиология: происхождение и распространение жизни во Все-

ленной;

• астрометрия: определение координат небесных тел;

• астростатистика: обработка накопленной информации о кос-

мических объектах;

• астрофизика: физические и физико-химические процессы косми-

ческих явлений;

• космогония: возникновение мироздания;

• космология: устройство Вселенной;

• космохимия: химический состав астрономических объектов;

• небесная механика: взаимное движение небесных тел и их систем.

Близко к астрономии находится космонавтика (от греч. κόσμος —

Вселенная и ναυτικη ́ — мореплавание) — прикладная техническая

наука, изучающая различные аспекты космических полетов.

(?) Любопытно, что термин «космонавт» (участник космических

полетов) имеет различные национальные варианты. В США, Японии

и большинстве европейских стран — астронавт, в Китае — тайконавт,

во Франции — спасионавт, в Германии — раумфарер, в Индии — виома-

навт. Как вы думаете, с чем это связано?

Высшее астрономическое образование можно получить в ведущих

российских вузах: Московский государственный университет имени

М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, Уральский феде-

ральный университет имени первого Президента России Б. н. Ельцина,

Казанский (Приволжский) федеральный университет. Для последних

лет характерен высокий конкурс на небольшое количество мест. Смеж-

ную подготовку также осуществляют физические и аэрокосмические

направления бакалавриата и магистратуры. Школьных учителей астро-

номии готовят физические факультеты педагогических университетов.

Важное значение в астрономических исследованиях играет Отде-

ление физических наук Российской академии наук. В числе ведущих

организаций стоит назвать московские Институт астрономии, Инсти-

тут космических исследований, петербургский Институт приклад-

ной астрономии, якутский Институт космофизических исследований

и аэрономии имени Ю. Г. Шафера СО РАн, Институт теоретической

физики имени Л. Д. Ландау в городе Черноголовке, Пулковскую астро-

номическую и Крымскую астрофизическую лаборатории.

научный характер астрономии определяют используемые методы,

позволяющие проводить наблюдения космических объектов и прове-

рять теории в повторяющихся экспериментах.

Более подробно о методах речь пойдет ниже, перечислим основные

направления:

• оптические наблюдения;

• математическое моделирование;

• компьютерное моделирование и использование методов машин-

ного обучения;

• фиксация волн различных диапазонов, гравитационных волн;

• выявление излучения нейтрино и иных элементарных частиц;

• отправка зондов к космическим объектам;

• пилотируемые миссии.

До XX в. астрономия ограничивалась только оптическими наблю-

дениями и математикой. научно-техническая революция позволила

в последние десятилетия достичь существенного прогресса в познании

Вселенной.

История астрономии насчитывает несколько тысячелетий, и все это

время стоял вопрос разделения научного знания и иных культурных

явлений. Очевидно, на становление астрономии повлияли религиозные

вероучения (об этом пойдет речь ниже). но не менее тесно в массо-

вом сознании астрономические знания переплетаются с лженаучными

и паранаучными концепциями.

«Сводная сестра» астрономии — астрология, ненаучное учение

о связи положения небесных тел с личностными особенностями инди-

вида, а также с событиями человеческой и общественной жизни.

Астрология родилась в глубокой древности от сочетания потребности

в календаре, определенных суеверий (например, о пагубности затме-

ний) и представлений о теснейшей взаимосвязи микрокосма (жизнь

человека) и макрокосма (Вселенная).

Основной астрологический метод — составление и трактование

гороскопа, схематичного расположения небесных тел в какой-либо

момент. При этом само составление происходит на вполне объективных

научных данных, но их расширительное трактование — уже исключи-

тельно ненаучный прием. Различные культурные традиции сформиро-

вали астрологические школы Европы (годовой цикл 12 знаков зоди-

ака), Китая (60-летний цикл), Индии, цивилизаций Мезоамерики.

Поскольку астрологические предсказания пользовались устойчивым

спросом со стороны элиты и правителей, то многие астрономы про-

шлых веков прибегали к астрологическим «изысканиям» ради финан-

сирования настоящей науки.

Значительную роль в популяризации астрологии сыграло современ-

ное общество потребления: увязка определенного товара со знаками

зодиака или с «символами года» стала типичным приемом в марке-

тинге и рекламе. Многие, в том числе респектабельные средства массо-

вой информации публикуют еженедельные гороскопы для развлечения

публики.

(?) Провокационное задание: найдите в газете астрологический про-

гноз, вырежьте упоминания о конкретном знаке зодиака, перемешайте

и предложите знакомым случайный вариант (вне зависимости от даты

их рождения). Заметят ли они подмену?

Зачастую лженаучные теории получают развитие в связи с опреде-

ленным политическим заказом. Известно увлечение нацистских руко-

водителей оккультизмом и астрологией: даже нападение на СССР

22 июня 1941 г. было приурочено к летнему солнцестоянию. В астро-

номии нацисты пытались развивать основанную на древнегерман-

ской мифологии доктрину вечного льда, предполагающую возникно-

вение Солнечной системы в результате столкновения огненной сферы

и космического льда. У доктрины имелось и политическое измерение:

Рейх трактовался как солнечная сторона, а СССР — как средоточие

льда.

Распространенным лженаучным явлением стала уфология, «изучаю-

щая» неопознанные летающие объекты (от англ. UFO — нЛО). Оборот-

ной стороной космической гонки между СССР и США стало массовое

увлечение поисками внеземных цивилизаций и следами их присут-

ствия на Земле. Образ пришельцев активно эксплуатируется кинемато-

графом, научно-фантастической литературой, комиксами.

К уфологии примыкают многочисленные связанные с астрономией

теории заговора — конспирологические учения о скрываемых прави-

тельством «фактах» и «фальсификациях». Перечислим самые известные

абсурдные и любопытные версии:

• «Общество плоской Земли», более столетия отрицающее шароо-

бразность планеты;

• «Розуэлльский инцидент» 1947 г. с якобы имевшим место захва-

том США космического корабля и вскрытием тела пришельца;

• «Лунный заговор» касательно «сфальсифицированной» нАСА

высадки астронавтов на луну;

• «новая хронология» Анатолия Фоменко, ставящая под сомнение

историю человечества на основе различных, в том числе астрономиче-

ских «свидетельств» в исторических источниках;

• наиболее показательный пример — «учение» Дэвида Айка,

согласно которому многие политические лидеры (включая президен-

тов США и членов королевской семьи Великобритании) на самом деле

принадлежат к инопланетной расе рептилоидов.

Многие теории заговора пользуются вниманием средств массовой

информации, проникают в культуру через кинематограф и оккультную

литературу.

Распространение лженаучных концепций и падение уровня техниче-

ского образования побудили Министерство образования и науки Рос-

сийской Федерации (Минобрнауки России) ввести астрономию в про-

грамму школьного образования (ранее астрономические сведения

изучались в ходе освоения физики и естествознания). После отмены

предмета в 1991 г. курс вернулся в школы осенью 2017 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: