Формы теоретического познания

Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений.

Научные факты, эмпирические гипотезы и эмпирические законы представляют знание лишь о том, как протекают явления и процессы, но они отвечают на вопрос, почему явления и процессы протекают именно в такой форме, не объясняют их причины. За­дача науки — найти причины явлений, объяснить характер процессов, лежащих в основе научных фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания - теории. Научные факты выполняют по от­ношению к теории двоякую функцию: либо подкрепляет (верифицирует), либо вступает в противоречие и указывает на несостоятельность (фальси­фицирует). Но, с другой стороны, теория — нечто большее, чем просто обобщение суммы научных фактов, полученных на уровне эмпириче­ского исследования. Она сама становится источником получения новых научных фактов. Таким образом, эмпирическое и теоретическое знание - единство двух сторон единого целого - научного знания. Взаимосвязь и движение этих сторон, их соотношение в конкретном научном процессе познания обусловливают последовательный рад форм, специфических для теоретического знания.

Основные формы теоретического знания:

1) Научная проблема. В обычном смысле «проблема» - трудность, преграда, задача, требующие разрешения. Научная проблема - осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Эйнштейн:у истоков научного мышления лежит «акт удивления», возникающий, когда вос­приятие вступает в конфликт с достаточно установившимся миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается достаточ­но остро и интенсивно, он, в свою очередь, оказывает сильное влия­ние на наш умственный мир. Потребность объяснения новых научных фактов -проблемная ситуация, недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема - специфическое знание, знание о незнании. Правильно сформулировать и поставить научную проблему - задача трудная, так как сопряжено с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Постановка проблемы — первый шаг в развитии знания о мире. Когда на­учная проблема поставлена, начинается научный поиск, т. е. органи­зация научного исследования. Используются как эмпирические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в разрешении у гипотезы.

Гипотеза — идея, содержащая обоснованное предположение о су­ществовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Критерии состоятельности гипотезы: принципиальная проверяемость, обобщенность, предсказательные возможности, про­стота. Должна быть проверяемой, приводит к следствиям, допускающим эмпирическую проверку. Невозможность про­верки -несостоятельность. Не должна содержать формально-логических противоречий, должна обла­дать внутренней стройностью. Способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Не является научно состоятельной гипотеза, объяс­няющая только те факты, которые были связаны с постановкой на­учной проблемы. Предсказательная сила - предсказывает нечто, вообще ранее неизвестное, появление новых научных фактов, еще не обнаруженных в эмпирическом исследова­нии. Требование простоты - объясняет максимум явлений из немногих оснований. Не должна включать излишних допущений, не связанных с необходимостью объяснения научных фактов и следствий, выводимых из самой гипотезы.

Как бы ни была состоятельна гипотеза, она не становится теорией. Поэтому следующий шаг - обоснование истинности. Это процесс многоплановый и предполагает необходи­мость подтверждения возможно большего числа следствий из данной гипотезы. Проводятся наблюдения и эксперименты, ги­потеза сопоставляется с полученными новыми фактами и вытекающи­ми из нее следствиями. Чем большее число следствий подтвердилось эмпирически, тем меньше вероятность, что все они могли быть выведенными из другой гипотезы. Наиболее убедительное доказатель­ство гипотезы - открытие в эмпирическом исследовании новых на­учных фактов, подтверждающих предсказанные гипотезой следствия. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и дей­ствии законов бытия данного класса явлений. Формируется в ре­зультате открытий общих законов природы и общества, раскрываю­щих сущность исследуемых явлений. В структуру теории входят все элементы, которые существуют как ее предпосылки, предшествуют ей и обусловливают ее возникновение. В частности, гипотеза приобретает теоретический статус. Получив подтверждение и тем самым статус теории, гипотеза упорядочивает систему научных фактов, включает их в свою структуру и предсказывает новые факты в качестве следствий из образующих ее законов и принципов. Хорошо разработанная теория несет в себе воз­можность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств. Теория служит основанием практической деятельности лю­дей, ориентирует их. Благо­даря научным открытиям люди преобразуют природу, создают технику, осваивают космос и т. д. Неотъемлемый компонент теории - исходная теоретическая основа, т. е. множество постулатов, аксиом, законов, в своей совокупности составляющих общее представление об объекте исследования, идеальную модель объекта. Теоретическая мо­дель - одновременно и программа дальнейшего исследования, опи­рающаяся на систему исходных теоретических принципов.

Центральное место в теории у научных идей, т. е. зна­ний фундаментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены, являются ее предметом ис­следования. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную, логически стройную систему. Теория обладает способностью проникать в другие теории и тем са­мым вызывать их перестройку. Она стимулирует объединение различ­ных теорий и превращение их в систему, составляющую ядро научной картины мира. Теория является той почвой, на которой возникают идеи, способные определять стиль мышления целой эпохи. В процессе своего формирования и применения теория опирается на имеющуюся систему принципов, законов и категорий и открывает новые.

Принципы науки представляют собой основополагающее теорети­ческое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объ­яснения научных фактов. В качестве принципов могут, в частности, выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств. Категории суть предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. Законы науки раскрывают необходимые, существен­ные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явле­ниями. Познание законов природы, общества и человеческого мыш­ления - важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых м понятиях и категориях, к установлению устойчивых, повторяющих­ся, существенных и необходимых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму. Парадигма — совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, опреде­ляющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она принимается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения задач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит образцом для решения исследовательских задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: