Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений.
Научные факты, эмпирические гипотезы и эмпирические законы представляют знание лишь о том, как протекают явления и процессы, но они отвечают на вопрос, почему явления и процессы протекают именно в такой форме, не объясняют их причины. Задача науки — найти причины явлений, объяснить характер процессов, лежащих в основе научных фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания - теории. Научные факты выполняют по отношению к теории двоякую функцию: либо подкрепляет (верифицирует), либо вступает в противоречие и указывает на несостоятельность (фальсифицирует). Но, с другой стороны, теория — нечто большее, чем просто обобщение суммы научных фактов, полученных на уровне эмпирического исследования. Она сама становится источником получения новых научных фактов. Таким образом, эмпирическое и теоретическое знание - единство двух сторон единого целого - научного знания. Взаимосвязь и движение этих сторон, их соотношение в конкретном научном процессе познания обусловливают последовательный рад форм, специфических для теоретического знания.
Основные формы теоретического знания:
1) Научная проблема. В обычном смысле «проблема» - трудность, преграда, задача, требующие разрешения. Научная проблема - осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Эйнштейн:у истоков научного мышления лежит «акт удивления», возникающий, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается достаточно остро и интенсивно, он, в свою очередь, оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Потребность объяснения новых научных фактов -проблемная ситуация, недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема - специфическое знание, знание о незнании. Правильно сформулировать и поставить научную проблему - задача трудная, так как сопряжено с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Постановка проблемы — первый шаг в развитии знания о мире. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т. е. организация научного исследования. Используются как эмпирические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в разрешении у гипотезы.
Гипотеза — идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Критерии состоятельности гипотезы: принципиальная проверяемость, обобщенность, предсказательные возможности, простота. Должна быть проверяемой, приводит к следствиям, допускающим эмпирическую проверку. Невозможность проверки -несостоятельность. Не должна содержать формально-логических противоречий, должна обладать внутренней стройностью. Способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Не является научно состоятельной гипотеза, объясняющая только те факты, которые были связаны с постановкой научной проблемы. Предсказательная сила - предсказывает нечто, вообще ранее неизвестное, появление новых научных фактов, еще не обнаруженных в эмпирическом исследовании. Требование простоты - объясняет максимум явлений из немногих оснований. Не должна включать излишних допущений, не связанных с необходимостью объяснения научных фактов и следствий, выводимых из самой гипотезы.
Как бы ни была состоятельна гипотеза, она не становится теорией. Поэтому следующий шаг - обоснование истинности. Это процесс многоплановый и предполагает необходимость подтверждения возможно большего числа следствий из данной гипотезы. Проводятся наблюдения и эксперименты, гипотеза сопоставляется с полученными новыми фактами и вытекающими из нее следствиями. Чем большее число следствий подтвердилось эмпирически, тем меньше вероятность, что все они могли быть выведенными из другой гипотезы. Наиболее убедительное доказательство гипотезы - открытие в эмпирическом исследовании новых научных фактов, подтверждающих предсказанные гипотезой следствия. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.
Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений. Формируется в результате открытий общих законов природы и общества, раскрывающих сущность исследуемых явлений. В структуру теории входят все элементы, которые существуют как ее предпосылки, предшествуют ей и обусловливают ее возникновение. В частности, гипотеза приобретает теоретический статус. Получив подтверждение и тем самым статус теории, гипотеза упорядочивает систему научных фактов, включает их в свою структуру и предсказывает новые факты в качестве следствий из образующих ее законов и принципов. Хорошо разработанная теория несет в себе возможность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств. Теория служит основанием практической деятельности людей, ориентирует их. Благодаря научным открытиям люди преобразуют природу, создают технику, осваивают космос и т. д. Неотъемлемый компонент теории - исходная теоретическая основа, т. е. множество постулатов, аксиом, законов, в своей совокупности составляющих общее представление об объекте исследования, идеальную модель объекта. Теоретическая модель - одновременно и программа дальнейшего исследования, опирающаяся на систему исходных теоретических принципов.
Центральное место в теории у научных идей, т. е. знаний фундаментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены, являются ее предметом исследования. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную, логически стройную систему. Теория обладает способностью проникать в другие теории и тем самым вызывать их перестройку. Она стимулирует объединение различных теорий и превращение их в систему, составляющую ядро научной картины мира. Теория является той почвой, на которой возникают идеи, способные определять стиль мышления целой эпохи. В процессе своего формирования и применения теория опирается на имеющуюся систему принципов, законов и категорий и открывает новые.
Принципы науки представляют собой основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов. В качестве принципов могут, в частности, выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств. Категории суть предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Познание законов природы, общества и человеческого мышления - важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых м понятиях и категориях, к установлению устойчивых, повторяющихся, существенных и необходимых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму. Парадигма — совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она принимается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения задач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит образцом для решения исследовательских задач.