Невероятные истории морей и океанов

Невероятные истории морей и океанов

Более 70% земной поверхности покрыто водой. Не одну тысячу лет жизнь человека тесно с ней связана. Даже сейчас, в ХХI веке, изучено только 5% территории всего Мирового океана. Поэтому важность подводных исследований в наши дни очень велика. Подводные исследования трудны и опасны: водолазам необходимо обеспечить не только дыхание, но и освещение, а также обогрев. Чем глубже мы погружаемся, тем сильнее давит вода, находящаяся сверху, и это создаёт огромные трудности. Поэтому к исследованию подводного мира привлекаются не только водолазы, но и обитаемые подводные аппараты (ОПА). Большинство подводных работ выполняют небольшие механические роботы, которые называются телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА). Они управляются оператором с поверхности. ТНПА могут собирать образцы, вести съёмки и выполнять другие сложные операции. По кабелю ТНПА получает управляющие сигналы и электропитание и передаёт оператору телевизионное изображение. Им не страшны давление воды, мрак и холод подводных глубин.

Сейчас в России подводные исследования проводятся очень многими компаниями, организациями, клубами, зачастую – просто энтузиастами. Для достижения максимального результата в изучении подводного наследия нашей страны и для развития сферы подводных исследований в целом был создан Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Это – некоммерческая организация, которая занимается изучением мирового океана, памятников природы и затонувших объектов. В Центре работают специалисты разных профилей: водолазы – исследователи, археологи, пилоты обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, врачи водолазной медицины (спецфизиологи). Все сотрудники ЦПИ РГО проводят огромную работу по исследованию водных глубин, изучают историю, сотрудничают с музеями, представляя свои открытия широкому кругу зрителей, ведут профориентационную работу с молодёжью.

С 2017 года ЦПИ РГО организует образовательную программу «Океанавтика» на базе ВДЦ «Орлёнок». Дети, желающие освоить специальности «Акванавт», «Гидронавт», «Спасатель», «Изобретатель», «Хранитель», подают заявку на участие. Далее они проходят двухмесячный курс заочного обучения. Ребята читают лекции, составленные специалистами ЦПИ РГО, отвечают на вопросы тестов. Здесь немалую роль играет дисциплинированность участника, так как на изучение предметов и ответы на тестовые вопросы отводится ограниченное время. При подведении итогов заочного обучения учитывается и портфолио участника. 100 «счастливчиков», успешно прошедших заочный тур, приглашаются в июне на берег Чёрного моря на одно из пяти вышеуказанных направлений.

На 6 смену 2018 года в лагерь «Штормовой» ВДЦ «Орлёнок» отправился и я. Моим направлением для изучения была программа «Акванавты», то есть начинающие дайверы. Нашими преподавателями были сотрудники ЦПИ РГО. Мы обучались основам водолазного дела, погружались с аквалангом в бассейне и на «открытой воде» в Чёрном море. Параллельно проходили теоретическая и практическая части курса. То, что преподавалось на лекциях, тут же отрабатывалось на практике. Мы изучили водолазное снаряжение, свойства воды, водолазную медицину. По итогам обучающего курса были проведены масштабные учения, в ходе которых были задействованы слушатели каждого из пяти направлений. Здесь ребята продемонстрировали все свои умения и навыки, которыми они овладели в течение смены. Все участники успешно справились с поставленными Штабом задачами. По окончании курса все акванавты получили сертификаты дайверов международного образца, подтверждающие получение базовых навыков подводных погружений, необходимых и достаточных для того, чтобы совершать погружения в «открытой воде».

Из 100 океанавтов 9 участников смены, в том числе и я, были приглашены в качестве волонтёров в экспедицию на Внешние острова Финского залива «Гогланд-2018», организованную ЦПИ РГО совместно с Министерством обороны РФ. Во время экспедиции мы окунулись в атмосферу реальных подводных исследований, стали свидетелями поднятия с затонувшегов 1869 году парусно-винтового фрегата «Олег» бронзовой десантной пушки, которая пролежала под водой полтора столетия. В наши задачи входило проведение первичной обработки поднятых с глубины старинных артефактов (чайных сервизов и посуды с кеча ХIХ в.), создание условий проживания и контроль за бытом пресс-лагеря, помощь в проведении выездной межведомственной научно-практической конференции при участии представителей ФСБ России, ВМФ, Росгвардии и специалистов по подводным техническим и археологическим работам. Экспедиция дала нам возможность работать бок о бок с нашими учителями. Мы осознали и прочувствовали на себе все особенности и нюансы экспедиционной работы.

Окунувшись, в прямом и переносном смысле, в атмосферу подводных исследований, я могу с уверенностью сказать, что подводный исследователь должен обладать глубокими знаниями, целеустремлённостью, умением работать в команде, уметь действовать в экстренных ситуациях. Также он должен быть трудолюбив, стрессоустойчив, иметь хорошую физическую подготовку и обязательно стремиться к новым знаниям. До прошлого лета я и представления не имел, что подводные исследования могут быть так интересны и увлекательны. А быть подводным исследователем сегодня привлекательно, престижно, перспективно. Исследование подводного мира, использование его возможностей позволит человечеству открыть новые перспективы для развития.   

                                                                                                                                                                     Макар Пешнин

В журнале использована фотография ЦПИ РГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: