Исследование изображений. Методы визуальных исследований. Этапы исследования изображений

3. Исследование изображений. Методы визуальных исследований. Этапы исследования изображений.

 

Для изучения изображений используются следующие методы: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, эксперимент и др.

Основным методов исследования является наблюдение – зрительное восприятие изображения.

Анализ – изучение путем разделения на части, элементы, установление предназначения и функциональных связей между элементами целого.

 

 

При изучении изображений как произведений искусства, творческой продукции и исторических источников важное значение имеют следующие этапы исследования: атрибуция, визуальный анализ, интерпретация.

Каждый из этих этапов является самостоятельным относительного других этапов исследования, но при этом они составляют единую систему, взаимодействуют между собой, так как полученные в ходе каждого из этапов сведения дополняют, уточняют, проверяют (удостоверяют или опровергают) данные других этапов. Поэтому в ходе осуществления исследования изображения исследователь может возвращаться к предыдущему этапу и уточнять его данные.

Атрибуция составляет первый и наиболее важный этап в изучении визуальных источников, так как на основе сведений, полученных в ходе атрибуции, происходит установление подлинности (верификация) изображения, его признание в качестве исторического источника. Атрибуция – это определение существенных признаков изображения и его материального носителя. Важно помнить, что атрибуция возможна лишь при наличии оригинала (изображения на материальном носителе). В отличие от атрибуции зрительный анализ и интерпретация направлены на исследование преимущественно изображения и не всегда требуют присутствия оригинала на материальном носителе.

Только после атрибуции возможно дальнейшее исследование изображения и использование его в качестве иллюстративного материала и источника исторической информации.

Атрибуция включает в себя изучение материального носителя и обстоятельств его появления:

1) определение вида изображения;

2) установление условий создания изображения: определение места (населенного пункта) и времени создания (для фотографий и видеоизображений – места и времени съемки, точки съемки);

3) установление автора изображения, в том числе его профессиональной деятельности и обстоятельств создания изображения;

4) определение размера, формата;

5) описание материального носителя, установление степени оригинальности носителя (оригинал или копия);

6) место хранения материального носителя (оригинала).

Атрибуция дает общую, первичную информацию об изображении и ее носителе, которая фиксируется в каталогах, на материальном носителе, сопровождает публикацию изображения.

 

Визуальный анализ изображения – следующий этап изучения изображения, в котором главное значение имеет само изображение и изображенные элементы. В ходе анализа мы мысленно расщепляем, разделяем изображение на фрагменты, выделяет самостоятельные объекты в изображении. Поэтому для анализа важное значение имеют такие понятия, как композиция и элементы (части) композиции.

На первом этапе изображение рассматривается как композицияединое целое, состоящее из частей. Композиция может быть описана словами с помощью вопросов: Что мы видим? Что изображено? Что происходит? Как можно назвать изображенное в целом (если нет авторского названия или оно не отражает содержание композиции)?

В композиции важно выделить передний и задний план. Заднего плана может и не быть, как, например, в графических изображениях. Задний план может также составлять фон.

 

Лощадь. Пещера Ласко (Grottes de Lascaux, Перигоре, Франция). Поздний палеолит. Мадленская (другая версия – Солютрейская) культура. 18 – 15 тыс. л. до н.э.

 

 

Казимир Северинович Малевич. Черный квадрат

 

Казимир Северинович Малевич. Супрематическая живопись (с черной трапецией и красными площадями)

Фото из Интернета на тему «Черный квадрат» К. Малевича

 

Далее осуществляется мысленное выделение отдельных элементов заднего и переднего плана, их наименование, устанавливается взаимосвязь между элементами (или ее отсутствие), определяются сферы человеческой жизни, которые отражает данное изображение и источниковедческий потенциал изображения. Каждый элемент наделяется свойством объекта – относительно самостоятельного и значимого элемента, достойного изучения.

 

Следующим, более глубоким этапом исследования является интерпретация – раскрытие содержания изображения, определение (в ряде случаев наделение) смыслов изображенных объектов, а также историческая реконструкция (описание жизни людей в прошлом, восстановление хода событий, воссоздание материальных предметов прошлого). Интерпретация требует привлечения большого количества данных по истории, культуре, сопоставления изображенных объектов с известными в науке фактами или материальными предметами. Интерпретация углубляет знания ученых о прошлом и вместе с тем позволяет через изобразительные источники оживить ее в той части, которую мы уже не может увидеть – ушедшая действительность. Интерпретация бывает разной по задачам и областям профессионального интереса: искусствоведческой, исторической, источниковедческой, символической и др.

Важно знать, что исследователь может наделять изучаемый объект смыслами, которые не были заложены создателем, увидеть то, что не являлось целью изображения. Поэтому результаты интерпретации надо четко отличать от атрибуции и анализа, в ряде случаев надо четко видеть, какое объяснение является стремлением определить смысл, а в каком случае – наделением новым смыслом.

 

Фатих султан Мехмед хан. Миниатюра

 

Мухаммед хан Шейбани. Миниатюра Камаледдина Бехзада. 1507 год

 

При атрибуции фотоизображений выполняются следующие действия:

1) условия создания изображения: определение времени и места создания, названий изображенных объектов и топонимики, установление автора (если это возможно) – это позволяет раскрыть цель создания изображения;

2) внешняя (технологическая) характеристика изображения: вид и способ создания изображения (камера-обскура, дагеротипия, черно-белая и цветная фотография (на негатив), цифровая фотография и т.д.), материал, обрамление, способ создания позитива-отпечатка (фогоизображения);

3) работа с историческим источником – извлечение из изображения исторической информации, проверка и оценка его достоверности.

Алгоритм анализа изобразительных источников:

1) описание видимых объектов;

2) уточнение места и времени съемки или подтверждение атрибуции;

 

 

2. Визуальная история: содержание понятия. Визуальные источники в системе исторических источников.

 

Визуальная история (visual history) – прошлое, отображенное и представленное в изображениях.

Визуальная история составляет одну из частей более широкого понятия – визуальной культуры. Основой визуальной культуры являются изображения. Изображения сопровождают почти всю известную нам историю человечества и являются одним из способов отражения окружающего мира. Древнейшие изображения относятся к эпохе первобытно-общинного строя и служат доказательством умственной деятельности и появления на Земле человека разумного (Homo sapiens sapiens).

Являясь отраслью визуальной культуры и комплексным направлением в исторической науке, визуальная история рассматривает изображения как визуальные источники, или источники визуальной информации о прошлом. 

 

Можно выделить два основных аспекта визуальной истории:

1) визуализация истории – творческое осмысление и представление прошлого потомками в картинах, кино (например, «Александр Невский» и Иван Грозный» С. Эйзенштейна; «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова и др.);

 

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни (Холст, масло, 1878 – 1881)

 

2) визуальные образы из прошлого – отражение или творческое осмысление своей жизни и окружающего мира, происходящих событий современниками, участниками событий, свидетелями эпохи с картинах, скульптурах, графике, фотографиях, кино («Бурлаки на Волге» И. Репина, «Грачи прилетели» Левитана и др.)

 

Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге (Холст, масло, 1870 – 1873). Русский музей (СПб)

 

Нижегородская губерния. Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре. Фото Захара Виноградова. 1910 год

 

Есть мнение, что в России начало визуального поворота в исторических исследованиях связано с переходом от изучения макроисторических событий (политическая, социально-экономическая история, высокая культура) к истории повседневности в 1980-е годы. Однако изображения использовались и раньше в качестве вспомогательного средства и исторического источника этнографами, искусствоведами. Были выработаны методы изучения изобразительных источников: атрибуции. интерпретации, описательного анализа.

На наш взгляд, визуальный поворот в исторических исследованиях произошел в самом начале XXI в. и был вызван активным распространением сети Интернет, появлением социальных сетей и мессенджеров, новой визуальной среды (компьютерные игры, смайлики, мемы, посты, видеоролики, сторителлинг), внедрением интерактивных методов обучения в школу. Более того визуализация прочно вошла в жизнь большинства людей. Именно в начале XXI в. психологами было установлено, что у детей текущего столетия сильна тяга к визуальной информации, лучше воспринимается изобразительная информация (фото, видео, графика, инфографика) и хуже воспринимается текстуальная информация. Все это отразилось и на научных исследованиях. Визуализация информационного пространства является объектом изучения социологов, психологов, педагогов, политтехнологов, маркетологов, дизайнеров, архитекторов, искусствоведов. Визуальная информация активно используется историками и краеведами, любителями истории в рамках т.н. «публичной истории».

Несмотря на то что выделение визуальной истории в относительно самостоятельную область исторических исследований произошло недавно, лишь в конце ХХ в., многие вопросы объекта и методологии остаются недостаточно разработанными.

Визуальная история составляет обособленную область исторических знаний по своему объекту – визуальным источникам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: