ФГБОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ВВЕДЕНИЕ Маркетинг в настоящий момент
Маркетинг в настоящий момент, является неотъемлемой частью деятельности любой организации. Без грамотно сформулированной и последовательно проводимой маркетинговой политики невозможно достичь и удержать конкурентные преимущества на любом современном рынке. Маркетинг определяет направления товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной политики организации, позволяет ей проводить анализ и оценку собственных возможностей и рыночной ситуации, прогнозировать рыночные изменения и оперативно на них реагировать, оставаясь при этом прибыльной и конкурентоспособной.
Дисциплина «Маркетинг» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения других дисциплин: «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Статистика», «Высшая математика» и др. Маркетинг представляет собой ориентированное на рынок управление производственно-сбытовой деятельностью современной организации.
|
|
Задание 1. Какой вид маркетинга наиболее подходит к следующим ситуациям на рынке:
Таблица 1
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
Значительная часть россиян не делает прививки от гриппа вследствие негативного отношения к ним | |
В последние годы в России наблюдается снижение потребления молока | |
Строительная компания выиграла несколько тендеров, но ее возможности не позволяют должным образом выполнить все заказы | |
Экономический кризис практически не отразился на рынке кондитерских товаров. Уровень существующего спроса устраивает большинство игроков на рынке | |
Спрос на кондиционеры имеет сильную зависимость от температуры воздуха | |
Спрос на билеты в кино значительно увеличивается в выходные дни | |
С каждым годом растет число курящих | |
В связи с распространением цифровой техники спрос на фотоаппараты с фотопленкой резко сократился | |
Растет престижность здорового образа жизни |
Задание 2. Выбор критериев сегментирования
Каковы критерии сегментирования потребителей для каждого товара, перечисленного в табл. 2? Обоснуйте свой выбор.
Таблица 2
Товар | Географический критерий | Демографический критерий | Психографический критерий | Поведенческий критерий |
Мороженое | ||||
Овощи | ||||
Морозильная камера | ||||
Ветеринарная лечебница | ||||
Художественная книга | ||||
Сеть аптек | ||||
Бытовая техника |
|
|
Упражнение 1
Для важнейших терминов:
1) маркетинг;
2) концепция маркетинга;
3) окружающая среда маркетинга;
4) объекты управления службой маркетинга;
5) стратегия маркетинга;
6) тактика маркетинга;
7) структура маркетинга;
8) функции маркетинга;
9) принципы маркетинга
выберите правильное определение из перечня:
1) окружение, в котором предприятие осуществляет маркетинговую и иную хозяйственную деятельность;
2) концепция, ориентированная на потребителей и прибыль, интегрированная целевая философия хозяйственной деятельности предприятия;
3) комплексная система организации производства и сбыта предприятия, ориентированная на максимально возможное удовлетворение потребностей конкретных покупателей и получение высокой прибыли;
4) процесс выбора целей, целевых рынков, организация комплекса маркетинга;
5) конкретные действия для эффективной реализации маркетинговой стратегии;
6) конкретное сочетание элементов маркетинга для достижения поставленных задач и удовлетворения спроса рынка;
7) генеральная программа, в которой четко сформулированы цели, методы их достижения и намечены необходимые для этого ресурсы;
8) исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и активное воздействие на него;
9) отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации.
Упражнение 2
Для важнейших терминов:
1) нужда;
2) потребность;
3) товар;
4) запрос;
5) рынок;
6) цена;
7) неудовлетворенный спрос;
8) насыщение рынка;
9) емкость рынка;
10) конъюнктура рынка
выберите правильное определение из перечня:
1) стадия жизненного цикла товара, на которой вне зависимости от снижения цены и использования других мер воздействия на покупателя рост объема продаж прекращается;
2) оборот рынка, ежегодное количество сбываемых товаров в натуральных или стоимостных единицах измерения;
3) соотношение между спросом и предложением по отдельным товарам и их группам, складывающееся в определенный период времени и в конкретном месте;
4) сфера обмена, где происходит реализация товара;
5) количество денежных единиц, которые должен заплатить покупатель продавцу за товар на согласованных базисных условиях поставок;
6) мера повышения платежеспособного спроса над товарным предложением;
7) потребность, подкрепленная покупательной способностью;
8) чувство, испытываемое человеком при отсутствии или недостатке того, что ему хотелось иметь;
9) нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от культурного уровня, окружения и личных особенностей человека;
10) средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность.
Упражнение 3
Для важнейших терминов:
1) внутренняя среда;
2) мезосреда;
3) культура предприятия;
4) анализ среды;
5) социально-демографическая среда
выберите правильное определение из перечня:
1) процесс выявления и оценки важнейших факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия;
2) совокупность основных элементов и функций предприятия;
3) комплекс социальных процессов и явлений, в рамках которых работает предприятие;
4) совокупность участников рынка, оказывающих прямое воздействие на предприятие;
5) совокупность этических принципов, ценностей, правил поведения, идеология предприятия.
Упражнение 4
Для важнейших терминов:
1) негативный спрос;
2) стимулирующий маркетинг;
3) потребительские товары;
4) услуги;
5) колеблющийся спрос;
6) демаркетинг;
7) ремаркетинг;
8) товары производственно-технического назначения;
9) потенциальный спрос;
10) поддерживающий маркетинг
|
|
выберите правильное определение из перечня:
1) подавляющее число покупателей на рынке отвергает товар независимо от его качества;
2) действия, приносящие человеку полезный результат, выгоду или удовлетворение;
3) нахождение способов временного или постоянного снижения спроса для ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений;
4) тип маркетинга при отсутствии спроса в случае безразличного отношения потенциальных покупателей к предложенному товару:
5) нерегулярный спрос, который характеризует сезонные, ежедневные и даже часовые колебания;
6) восстановление спроса в результате творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода;
7) товары, приобретаемые покупателями для удовлетворения личных потребностей;
8) поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции;
9) товары, приобретаемые для дальнейшей переработки или последующего использования в бизнесе;
10) скрытый спрос, когда многие потребители не удовлетворены существующими товарами и необходимо создание товаров нового качественного уровня.
Упражнение 5
Для важнейших терминов:
1) общехозяйственная конъюнктура;
2) объем платежеспособного спроса;
3) емкость рынка;
4) спрос на товары (услуги);
5) способность поставщиков торговаться;
6) производственное потребление;
7) способность покупателей торговаться;
8) конъюнктура рынка
выберите правильное определение из перечня:
1) объем производства товара с учетом изменения его запасов и экспортно-импортного сальдо;
2) воздействие поставщиков на предприятие;
3) сумма средств населения, используемая для приобретения товаров (услуг);
4) совокупность закупок производственных потребителей;
5) желание и возможность купить товар;
6) воздействие покупателей на предприятие;
7) соотношение спроса и предложения на общехозяйственном уровне;
8) сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономические показатели.
|
|
Упражнение 6
Для важнейших терминов:
1) сегмент рынка;
2) макросегментирование;
3) микросегментирование;
4) признак сегментирования;
5) критерий сегментирования;
6) стратегия массового (недифференцированного) маркетинга;
7) стратегия дифференцированного маркетинга;
8) стратегия концентрированного маркетинга;
9) позиционирование;
10) дерево сегментирования
выберите правильное определение из перечня:
1) определение места предложения товара на рынке;
2) предприятие не учитывает различий между сегментами и рассматривает рынок как единое целое;
3) показатель правильности выбора предприятием рынка для своей деятельности;
4) показатель способа выделения данного сегмента на рынке;
5) идентификация рынка товаров;
6) стратегия деятельности на рынке, при которой предприятие стремится осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально для них разработанными товарами и специфической маркетинговой политикой;
7) особым образом выделенная часть рынка, потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки;
8) выделение сегмента потребителей внутри каждого ранее идентифицированного рынка;
9) предприятие концентрирует усилия и ресурсы на одном сегменте рынка и предлагает товары именно для этой группы покупателей;
10) схематичное изображение этапов последовательного сегментирования.
Упражнение 7
Для важнейших терминов:
1) качество товара;
2) товар рыночной новизны;
3) жизненный цикл товара;
4) спад;
5) ассортимент;
6) бренд;
7) товарный знак;
8) фирменное имя;
9) фирменный стиль;
10) концепция нового товара;
11) конкурентоспособность товара
выберите правильное определение из перечня:
1) старый товар для прежних рынков, но новый для данного рынка;
2) перечень выпускаемой и продаваемой продукции;
3) совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые способны удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;
4) время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке;
5) последний этап жизненного цикла товара, когда нужно принимать решение о модификации товара или снятии его с производства;
6) зарегистрированное в установленном порядке обозначение товара для его отличия от других товаров и указания производителя;
7) слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены;
8) товарная марка, идентифицируемая массовым сознанием;
9) характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности;
10) комплекс визуальных констант, включающих товарный знак, шрифт, фирменную цветовую гамму и служащих для однозначной зрительной идентификации товара;
11) научно обоснованное и опирающееся на опыт представление о том, каким должен быть новый товар
Упражнение 8
Для важнейших терминов:
1) цена;
2) стратегия высоких цен (снятие сливок);
3) стратегия ценового лидера;
4) стратегия рыночных цен;
5) ценообразование;
6) цена проникновения на рынок;
7) престижная цена;
8) стимулирующее ценообразование;
9) ценовая эластичность
выберите правильное определение из перечня:
1) высокая цена для покупателей, ориентированных на качество и уникальность товара, а не на цену;
2) низкая цена, устанавливаемая на короткий период времени для привлечения покупателей и снижения товарных запасов;
3) низкая цена для товара или услуги, предназначенная для захвата рынка;
4) реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены;
5) цена для товара, находящегося в стадии зрелости, при стабилизации конкурентной борьбы и незначительном различии конкурирующих цен;
6) соотнесение предприятием своих цен с ценами конкретного товара предприятия-лидера на данном рынке;
7) высокая цена, дающая возможность получить высокую прибыль с потребителей;
8) количество денег, запрашиваемых за продукцию или услугу, или денежное выражение стоимости;
9) процесс формирования цен на продукцию и услуги.
Упражнение 9
Для важнейших терминов:
1) реклама;
2) бюджет, формируемый по остаточному принципу;
3) конкурентный бюджет;
4) стоимость на 1000;
5) частотность воздействия;
6) рекламное агентство, оказывающее полный комплекс услуг;
7) валовой рейтинг;
8) иерархия эффектов;
9) внутренне агентство;
10) институциональная реклама;
11) рекламное агентство, оказывающее ограниченный комплекс услуг;
12) формирование бюджета по целям и задачам;
13) бюджет, основанный на процентном соотношении;
14) посттесты;
15) предварительные тесты;
16) товарная реклама;
17) рейтинг;
18) охват
выберите правильное определение из перечня:
1) рекламные сообщения, ориентированные на продажу товара или услуги и выступающие в трех формах: пионерной (новаторской), конкурентной, напоминающей;
2) средства, выделяемые на рекламу и рассчитываемые как процент от прошлого объема продаж, ожидаемой цены или ожидаемого объема совокупных продаж;
3) средства, выделяемые на рекламу в соответствии с поставленными целями и задачами;
4) число потребителей, подвергаемых воздействию рекламы (отношение числа потребителей, знакомых хотя бы с одним носителем рекламы, ко всей целевой аудитории);
5) тесты, проводимые до публикации рекламы, для выяснения, содержит ли сообщение необходимое послание, либо для выбора одного из альтернативных вариантов рекламы;
6) рекламное агентство, специализирующееся на одном из аспектов рекламного процесса, например, предоставлении творческих услуг при разработке оригинал-макета или закупке рекламной площади (времени) в СМИ;
7) этапы от начальной осведомленности о товаре до возможного действия. Последовательность этапов: осознание → интерес → оценка → проверка → одобрение;
8) подразделение предприятия, представляющее собой группу штатных специалистов по рекламе;
9) рекламные агентства, предполагающие широкий диапазон услуг по маркетинговым исследованиям, выбору СМИ, разработке оригинал-макета рекламы, созданию иллюстраций и производству рекламы;
10) любая оплаченная форма неличного представления товаров, идей, услуг;
11) реклама, создаваемая для формирования имиджа организации, а не для стимулирования сбыта товара или услуг;
12) средства, выделяемые на рекламу, аналогичные затратам конкурента;
13) степень частоты встреч потребителей с рекламой (отношение числа возможных, хотя бы однократных контактов с носителем рекламы к числу публикаций);
14) стоимость доведения рекламного сообщения, опубликованного в СМИ, до 1000 отдельных лиц или домохозяйств;
15) тесты, проводимые после публикации рекламы в СМИ, для определения достижения поставленной цели;
16) средства, выделяемые на рекламу только после финансирования остальных статей бюджета;
17) процент домохозяйств на рынке, являющихся читателями прессы, зрителями, слушателями или пользователями электронных СМИ;
18) среднее число контактов с носителем рекламы, приходящееся на 100 представителей целевой аудитории.
Упражнение 10
Для важнейших терминов:
1) брокеры;
2) организатор канала распределения;
3) дублирование распределения;
4) эксклюзивное распределение;
5) франчайзинг;
6) оптовый поставщик с полным набором функций и широким ассортиментом товаров;
7) промышленный дистрибьютор;
8) интенсивное распределение;
9 ) агенты производителя;
10 ) канал маркетинга (распределения);
11) селективное распределение;
12) торговые агенты;
13) вертикальная маркетинговая система;
14) время поставки;
15) период пополнения запаса;
16) прямой канал распределения
выберите правильное определение из перечня:
1) осуществляет множество функций распределения, включая продажу, хранение, финансирование и поставку полного ассортимента;
2) производители и потребители непосредственно взаимодействуют друг с другом;
3) предприятия, включенные в процесс реализации товара или услуги индивидуальному или промышленному потребителю;
4) представляет производителя и отвечает за все его маркетинговые функции;
5) оптовые поставщики с полным набором сервисных функций, предоставляющие широкий ассортимент товаров и полный набор функций распределения;
6) контракт между ведущим (родительским) предприятием и физическим или юридическим лицом, который позволяет этим лицам заниматься определенным типом бизнеса с использованием фирменного наименования в соответствии с определенными правилами;
7) субъект канала распределения, координирующий, направляющий и поддерживающий деятельность других субъектов;
8) способ распределения, при котором предприятие использует два или более каналов распределения одного и того же базового товара;
9) стратегия распределения, при которой производитель продает свой товар или услугу через одного посредника в определенном географическом регионе;
10) лицо или предприятие, работающие на нескольких производителей и реализующие неконкурентные взаимодополняющие товары на выделенной территории;
11) стратегия распределения, при которой производитель выбирает небольшое количество розничных торговых точек в определенном' регионе для реализации своего товара;
12) независимые физические и юридические лица, основная функция которых — свести продавцов и покупателей;
13) стратегия распределения, при которой производитель реализует свой товар в максимально возможном количестве торговых точек;
14) каналы распределения с профессиональным управлением и централизованной координацией, предназначенные для эффективного выполнения функций распределения и максимального маркетингового воздействия;
15) время, необходимое клиенту для получения, обработки, подготовки и транспортировки заказанного товара;
16) промежуток времени между моментом заказа товара и моментом его получения на складе.
Составитель
Цынгуева Виктория Владимировна
Маркетинг
Методические указания по выполнению практических, работ
Редактор Т.К. Коробкова
Компьютерная верстка Ю.Е. Бессонова
Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.
Объем 4,4 уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Изд. №. Заказ №
Отпечатано в издательстве Новосибирского государственного аграрного университета
630039, Новосибисрк, ул. Добролюбова, 160, каб. 106.
Тел./факс (383) 267-09-10. Е-mail: 2134539@mail.ru