Введение маркетинг в настоящий момент

ФГБОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ Маркетинг в настоящий момент

 

Маркетинг в настоящий момент, является неотъемлемой частью деятельности любой организации. Без грамотно сформулированной и последовательно проводимой маркетинговой политики невозможно достичь и удержать конкурентные преимущества на любом современном рынке. Маркетинг определяет направления товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной политики организации, позволяет ей проводить анализ и оценку собственных возможностей и рыночной ситуации, прогнозировать рыночные изменения и оперативно на них реагировать, оставаясь при этом прибыльной и конкурентоспособной.  

     Дисциплина «Маркетинг» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения других дисциплин: «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Статистика», «Высшая математика» и др. Маркетинг представляет собой ориентированное на рынок управление производственно-сбытовой деятельностью современной организации.

 

Задание 1. Какой вид маркетинга наиболее подходит к следующим ситуациям на рынке:

Таблица 1

Ситуация на рынке Вид маркетинга, мероприятия
Значительная часть россиян не делает прививки от гриппа вследствие негативного отношения к ним  
В последние годы в России наблюдается снижение потребления молока  
Строительная компания выиграла несколько тендеров, но ее возможности не позволяют  должным образом выполнить все заказы  
Экономический кризис практически не отразился на рынке кондитерских товаров. Уровень существующего спроса устраивает большинство игроков на рынке  
Спрос на кондиционеры имеет сильную зависимость от температуры воздуха  
Спрос на билеты в кино значительно увеличивается в выходные дни  
С каждым годом растет число курящих  
В связи с распространением цифровой техники спрос на фотоаппараты с фотопленкой резко сократился  
Растет престижность здорового образа жизни  

           

Задание 2. Выбор критериев сегментирования

Каковы критерии сегментирования потребителей для каждого товара, перечисленного в табл. 2? Обоснуйте свой выбор.

Таблица 2

Товар Географический критерий Демографический критерий Психографический критерий Поведенческий критерий
Мороженое        
Овощи        
Морозильная камера        
Ветеринарная лечебница        
Художественная книга        
Сеть аптек        
Бытовая техника        

 

Упражнение 1

Для важнейших терминов:

1) маркетинг;

2) концепция маркетинга;

3) окружающая среда маркетинга;

4)   объекты управления службой маркетинга;

5) стратегия маркетинга;

6) тактика маркетинга;

7) структура маркетинга;

8) функции маркетинга;

9) принципы маркетинга

выберите правильное определение из перечня:

1) окружение, в котором предприятие осуществляет маркетинговую и иную хозяйственную деятельность;

2) концепция, ориентированная на потребителей и прибыль, интегрированная целевая философия хозяйственной деятельности предприятия;

3) комплексная система организации производства и сбыта предприятия, ориентированная на максимально возможное удовлетворение потребностей конкретных покупателей и получение высокой прибыли;

4) процесс выбора целей, целевых рынков, организация комплекса маркетинга;

5) конкретные действия для эффективной реализации маркетинговой стратегии;

6) конкретное сочетание элементов маркетинга для достижения поставленных задач и удовлетворения спроса рынка;

7) генеральная программа, в которой четко сформулированы цели, методы их достижения и намечены необходимые для этого ресурсы;

8) исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и активное воздействие на него;

9) отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации.

Упражнение 2

Для важнейших терминов:

1)  нужда;

2)  потребность;

3)  товар;

4)  запрос;

5)  рынок;

6)  цена;

7)  неудовлетворенный спрос;

8)  насыщение рынка;

9)  емкость рынка;

10) конъюнктура рынка

выберите правильное определение из перечня:

1) стадия жизненного цикла товара, на которой вне зависимости от снижения цены и использования других мер воздействия на покупателя рост объема продаж прекращается;

2) оборот рынка, ежегодное количество сбываемых товаров в натуральных или стоимостных единицах измерения;

3) соотношение между спросом и предложением по отдельным товарам и их группам, складывающееся в определенный период времени и в конкретном месте;

4) сфера обмена, где происходит реализация товара;

5) количество денежных единиц, которые должен заплатить покупатель продавцу за товар на согласованных базисных условиях поставок;

6) мера повышения платежеспособного спроса над товарным предложением;

7) потребность, подкрепленная покупательной способностью;

8) чувство, испытываемое человеком при отсутствии или недостатке того, что ему хотелось иметь;

9) нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от культурного уровня, окружения и личных особенностей человека;

10) средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность.

Упражнение 3

Для важнейших терминов:

1) внутренняя среда;

2) мезосреда;

3) культура предприятия;

4) анализ среды;

5) социально-демографическая среда

выберите правильное определение из перечня:

1) процесс выявления и оценки важнейших факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия;

2) совокупность основных элементов и функций предприятия;

3) комплекс социальных процессов и явлений, в рамках которых работает предприятие;

4) совокупность участников рынка, оказывающих прямое воздействие на предприятие;

5) совокупность этических принципов, ценностей, правил поведения, идеология предприятия.

Упражнение 4

Для важнейших терминов:

1)  негативный спрос;

2)  стимулирующий маркетинг;

3)  потребительские товары;

4)  услуги;

5)  колеблющийся спрос;

6)  демаркетинг;

7)  ремаркетинг;

8)  товары производственно-технического назначения;

9)  потенциальный спрос;

10) поддерживающий маркетинг

выберите правильное определение из перечня:

1) подавляющее число покупателей на рынке отвергает товар независимо от его качества;

2) действия, приносящие человеку полезный результат, выгоду или удовлетворение;

3) нахождение способов временного или постоянного снижения спроса для ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений;

4) тип маркетинга при отсутствии спроса в случае безразличного отношения потенциальных покупателей к предложенному товару:

5) нерегулярный спрос, который характеризует сезонные, ежедневные и даже часовые колебания;

6) восстановление спроса в результате творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода;

7) товары, приобретаемые покупателями для удовлетворения личных потребностей;

8) поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции;

9) товары, приобретаемые для дальнейшей переработки или последующего использования в бизнесе;

10) скрытый спрос, когда многие потребители не удовлетворены существующими товарами и необходимо создание товаров нового качественного уровня.

Упражнение 5

Для важнейших терминов:

1) общехозяйственная конъюнктура;

2) объем платежеспособного спроса;

3) емкость рынка;

4) спрос на товары (услуги);

5) способность поставщиков торговаться;

6) производственное потребление;

7) способность покупателей торговаться;

8) конъюнктура рынка

выберите правильное определение из перечня:

1) объем производства товара с учетом изменения его запасов и экспортно-импортного сальдо;

2) воздействие поставщиков на предприятие;

3) сумма средств населения, используемая для приобретения товаров (услуг);

4) совокупность закупок производственных потребителей;

5) желание и возможность купить товар;

6) воздействие покупателей на предприятие;

7) соотношение спроса и предложения на общехозяйственном уровне;

8) сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономические показатели.

Упражнение 6

Для важнейших терминов:

1) сегмент рынка;

2) макросегментирование;

3) микросегментирование;

4) признак сегментирования;

5) критерий сегментирования;

6) стратегия массового (недифференцированного) маркетинга;

7) стратегия дифференцированного маркетинга;

8) стратегия концентрированного маркетинга;

9) позиционирование;

10)  дерево сегментирования

выберите правильное определение из перечня:

1) определение места предложения товара на рынке;

2) предприятие не учитывает различий между сегментами и рассматривает рынок как единое целое;

3) показатель правильности выбора предприятием рынка для своей деятельности;

4) показатель способа выделения данного сегмента на рынке;

5) идентификация рынка товаров;

6) стратегия деятельности на рынке, при которой предприятие стремится осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально для них разработанными товарами и специфической маркетинговой политикой;

7) особым образом выделенная часть рынка, потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки;

8) выделение сегмента потребителей внутри каждого ранее идентифицированного рынка;

9) предприятие концентрирует усилия и ресурсы на одном сегменте рынка и предлагает товары именно для этой группы покупателей;

10)  схематичное изображение этапов последовательного сегментирования.

Упражнение 7

Для важнейших терминов:

1) качество товара;

2) товар рыночной новизны;

3) жизненный цикл товара;

4) спад;

5) ассортимент;

6) бренд;

7) товарный знак;

8) фирменное имя;

9) фирменный стиль;

10)  концепция нового товара;

11)  конкурентоспособность товара

выберите правильное определение из перечня:

1) старый товар для прежних рынков, но новый для данного рынка;

2) перечень выпускаемой и продаваемой продукции;

3) совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые способны удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;

4) время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке;

5) последний этап жизненного цикла товара, когда нужно принимать решение о модификации товара или снятии его с производства;

6) зарегистрированное в установленном порядке обозначение товара для его отличия от других товаров и указания производителя;

7) слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены;

8) товарная марка, идентифицируемая массовым сознанием;

9) характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности;

10)  комплекс визуальных констант, включающих товарный знак, шрифт, фирменную цветовую гамму и служащих для однозначной зрительной идентификации товара;

11)  научно обоснованное и опирающееся на опыт представление о том, каким должен быть новый товар

Упражнение 8

Для важнейших терминов:

1) цена;

2) стратегия высоких цен (снятие сливок);

3) стратегия ценового лидера;

4) стратегия рыночных цен;

5) ценообразование;

6) цена проникновения на рынок;

7) престижная цена;

8) стимулирующее ценообразование;

9) ценовая эластичность

выберите правильное определение из перечня:

1) высокая цена для покупателей, ориентированных на качество и уникальность товара, а не на цену;

2) низкая цена, устанавливаемая на короткий период времени для привлечения покупателей и снижения товарных запасов;

3) низкая цена для товара или услуги, предназначенная для захвата рынка;

4) реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены;

5) цена для товара, находящегося в стадии зрелости, при стабилизации конкурентной борьбы и незначительном различии конкурирующих цен;

6) соотнесение предприятием своих цен с ценами конкретного товара предприятия-лидера на данном рынке;

7) высокая цена, дающая возможность получить высокую прибыль с потребителей;

8) количество денег, запрашиваемых за продукцию или услугу, или денежное выражение стоимости;

9) процесс формирования цен на продукцию и услуги.

Упражнение 9

Для важнейших терминов:

1) реклама;

2) бюджет, формируемый по остаточному принципу;

3) конкурентный бюджет;

4) стоимость на 1000;

5) частотность воздействия;

6) рекламное агентство, оказывающее полный комплекс услуг;

7) валовой рейтинг;

8) иерархия эффектов;

9) внутренне агентство;

10)  институциональная реклама;

11)  рекламное агентство, оказывающее ограниченный комплекс услуг;

12)  формирование бюджета по целям и задачам;

13)  бюджет, основанный на процентном соотношении;

14)  посттесты;

15)  предварительные тесты;

16)  товарная реклама;

17)  рейтинг;

18)  охват

выберите правильное определение из перечня:

1) рекламные сообщения, ориентированные на продажу товара или услуги и выступающие в трех формах: пионерной (новаторской), конкурентной, напоминающей;

2) средства, выделяемые на рекламу и рассчитываемые как процент от прошлого объема продаж, ожидаемой цены или ожидаемого объема совокупных продаж;

3) средства, выделяемые на рекламу в соответствии с поставленными целями и задачами;

4) число потребителей, подвергаемых воздействию рекламы (отношение числа потребителей, знакомых хотя бы с одним носителем рекламы, ко всей целевой аудитории);

5) тесты, проводимые до публикации рекламы, для выяснения, содержит ли сообщение необходимое послание, либо для выбора одного из альтернативных вариантов рекламы;

6) рекламное агентство, специализирующееся на одном из аспектов рекламного процесса, например, предоставлении творческих услуг при разработке оригинал-макета или закупке рекламной площади (времени) в СМИ;

7) этапы от начальной осведомленности о товаре до возможного действия. Последовательность этапов: осознание → интерес → оценка → проверка → одобрение;

8) подразделение предприятия, представляющее собой группу штатных специалистов по рекламе;

9) рекламные агентства, предполагающие широкий диапазон услуг по маркетинговым исследованиям, выбору СМИ, разработке оригинал-макета рекламы, созданию иллюстраций и производству рекламы;

10)  любая оплаченная форма неличного представления товаров, идей, услуг;

11)  реклама, создаваемая для формирования имиджа организации, а не для стимулирования сбыта товара или услуг;

12)  средства, выделяемые на рекламу, аналогичные затратам конкурента;

13)  степень частоты встреч потребителей с рекламой (отношение числа возможных, хотя бы однократных контактов с носителем рекламы к числу публикаций);

14)  стоимость доведения рекламного сообщения, опубликованного в СМИ, до 1000 отдельных лиц или домохозяйств;

15)  тесты, проводимые после публикации рекламы в СМИ, для определения достижения поставленной цели;

16)  средства, выделяемые на рекламу только после финансирования остальных статей бюджета;

17)  процент домохозяйств на рынке, являющихся читателями прессы, зрителями, слушателями или пользователями электронных СМИ;

18)  среднее число контактов с носителем рекламы, приходящееся на 100 представителей целевой аудитории.

Упражнение 10

Для важнейших терминов:

1) брокеры;

2) организатор канала распределения;

3) дублирование распределения;

4) эксклюзивное распределение;

5) франчайзинг;

6) оптовый поставщик с полным набором функций и широким ассортиментом товаров;

7) промышленный дистрибьютор;

8) интенсивное распределение;

9 ) агенты производителя;

10 ) канал маркетинга (распределения);

11) селективное распределение;

12) торговые агенты;

13) вертикальная маркетинговая система;

14) время поставки;

15) период пополнения запаса;

16) прямой канал распределения

выберите правильное определение из перечня:

1) осуществляет множество функций распределения, включая продажу, хранение, финансирование и поставку полного ассортимента;

2) производители и потребители непосредственно взаимодействуют друг с другом;

3) предприятия, включенные в процесс реализации товара или услуги индивидуальному или промышленному потребителю;

4) представляет производителя и отвечает за все его маркетинговые функции;

5) оптовые поставщики с полным набором сервисных функций, предоставляющие широкий ассортимент товаров и полный набор функций распределения;

6) контракт между ведущим (родительским) предприятием и физическим или юридическим лицом, который позволяет этим лицам заниматься определенным типом бизнеса с использованием фирменного наименования в соответствии с определенными правилами;

7) субъект канала распределения, координирующий, направляющий и поддерживающий деятельность других субъектов;

8) способ распределения, при котором предприятие использует два или более каналов распределения одного и того же базового товара;

9) стратегия распределения, при которой производитель продает свой товар или услугу через одного посредника в определенном географическом регионе;

10) лицо или предприятие, работающие на нескольких производителей и реализующие неконкурентные взаимодополняющие товары на выделенной территории;

11) стратегия распределения, при которой производитель выбирает небольшое количество розничных торговых точек в определенном' регионе для реализации своего товара;

12) независимые физические и юридические лица, основная функция которых — свести продавцов и покупателей;

13) стратегия распределения, при которой производитель реализует свой товар в максимально возможном количестве торговых точек;

14) каналы распределения с профессиональным управлением и централизованной координацией, предназначенные для эффективного выполнения функций распределения и максимального маркетингового воздействия;

15) время, необходимое клиенту для получения, обработки, подготовки и транспортировки заказанного товара;

16) промежуток времени между моментом заказа товара и моментом его получения на складе.

 

 

Составитель

Цынгуева Виктория Владимировна

 

Маркетинг

 

 

Методические указания по выполнению практических, работ

 

Редактор Т.К. Коробкова

Компьютерная верстка Ю.Е. Бессонова

 

 

Подписано в печать           . Формат 60х84 1/16.

Объем 4,4 уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Изд. №. Заказ №

 

 

 

 

Отпечатано в издательстве Новосибирского государственного аграрного университета

630039, Новосибисрк, ул. Добролюбова, 160, каб. 106.

Тел./факс (383) 267-09-10. Е-mail: 2134539@mail.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: