Уроки, выводы

 

Окончательный триумф Сиона (Ис.24–27)

1. Хотя пророчества Ис.13 и 14 сосредоточены на Вавилоне и Ассирии, но каким образом эти пророчества касаются всей земли?

«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы» (Ис.14:26). Эсхатологический смысл пророчеств Исаии охватывает всю Вселенную. Но благая весть заключается в том, что «Господь Саваоф воцарится» (Ис.24:23).

Как и в Ис.13,14, описания буквального Вавилона применимы к последующим властям, а понятие «царь вавилонский» объединяет разных земных правителей со стоящим за ними вдохновителем — самим сатаной. Таким образом, весть о падении Вавилона (Ис.21:9) повторится позднее (Откр.14:8; 18:2), и сатана будет окончательно свержен после Второго пришествия Христа (Откр.20:10). Разрушение буквального Вавилона было Судным днем, «днем Господа» (Ис.13:6,9), а теперь приближается другой «день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:31; Мал.4:5, ср. с Соф.1:7). Подобно этому, в Ис.24 видение пророка простирается через знакомые ему условия к временам, когда «Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме» (ст. 23). Главы Ис. 24–27 описывают окончательное поражение врагов Божьих и освобождение Его народа в мировом масштабе.

2. Что это за дело, о котором говорится в Ис.28:21, и почему оно названо необычайным?

Разрушение — дело Божье, которое названо «необычайным» для Него. Оно необычайное, поскольку Господь не желает его совершать. Он – Творец. Грех — это убийца (Иак.1:15).

Но как сказано в Ис.26:10, - «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа».

3. Что мы можем узнать из Библии о Божьем суде?

Суд может положить конец эпохе бедствий и начало новой эре радостных событий (Ис.42:1).

Для объявления дней суда иногда используется выражение «день Господа».

День Господа может быть днем восстановления: «И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» (Ис.22:20–22).

Однако день Господа может быть и днем разрушения, как отмечено в главах 13 и 14, сообщающих об опустошении Вавилона и Ассирии. Суд также может иметь негативные последствия для Иудеи (Ис.2:12; 3:13-14,18), но эта особенность чаще видна в суде против чужеземных народов.

Суд совершается по инициативе Бога: «Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих» (Ис.13:3).

Другой важный элемент суда — неизбежность. Например: «Ибо день Господа близок» (Ис.13:6) или: «Вот, приходит день Господа» (Ис.13:9).

Божий суд — причина для окончательного возмездия и дня истребления: «Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис.13:11). Все эти грехи воплощены в буквальном и духовном Вавилоне.

4. Суд — это Божественная инициатива. Глава 24 сообщает, что суд Господний имеет глобальное применение. Есть ли надежда для других народов в книге Исаии? Ис.25:3,6; 26:9 (ср. с Откр.19:9).

5. Главная мысль, содержащаяся в главах 24–27 книги Исаии, отражена во всей Библии, а именно: независимо от нынешних страданий, горя и опустошений, в конце Бог восторжествует над злом. Что единственное мы можем сделать, если желаем быть частью этой окончательной победы? Притч.3:5–7; Рим.10:9.

6. На какие части можно условно разделить Ис.25?

Глава 25 — это песня хвалы за Божью благосклонность в эсхатологический День Господа. Данная глава состоит из трех определенных частей: 1) хвала Богу за победу (ст. 1–5); 2) торжество для народа Божьего (ст. 6–8); 3) победа Господа над врагами (ст. 9–12).

Первая часть — это песня хвалы за то, что Бог совершил для Своего народа после продолжительных страданий и боли. Бог исполнил то, что запланировал для Своего народа: «Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь» (Ис.25:1). Господь сверг власть угнетателей Его народа. Он превратил «твердую крепость в развалины» (Ис.25:2). Таким образом, это прославление исполнено радости и счастья от победы. Бог возвышен через свершенные Им дела.

Вторая часть главы охватывает стихи 6–8 и посвящена празднеству Божьего народа. Господь восстановил радость и мир на их земле, удалил тяжкие страдания из их жизни. Бог похоронил их боль и слезы. Настало время для торжества, ибо «сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин» (Ис.25:6). Скорбь изгнана навеки: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис.25:8).

Последний раздел главы начинается со стиха 9 и заканчивается стихом 12. Здесь находит свое продолжение и развитие песнь о Боге из первого раздела — Бога прославляют за Его ожидаемые деяния: «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш!.. Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы» (Ис.25:9); «твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет...» (Ис.25:12). Поэтому народ Божий «возрадуется и возвеселится во спасении Его! Ибо рука Господа почиет на горе сей» (Ис.25:9-10).

7. Ис.26:1-4 – какая важная тема звучит в этом отрывке?

Песня в Ис.26 дополняет песню из предыдущей главы. В частности, в стихах 1–10 подчеркивается важная тема, связанная с искупленными (имея в виду в первую очередь иудейский народ, который возвращается на родину после переселения в Вавилон). Тема этого раздела касается верности. Вопрос таков: кто может войти в ворота и принять участие в праздничном пире?

8. Ис.26:2 - кто может войти в ворота и принять участие в праздничном пире?

Глава 26 предоставляет несколько характеристик народа, который собирается войти в ворота «города крепкого». «Да войдет народ праведный, хранящий истину [другой перевод: веру, евр. эмуна]» (Ис.26:2).

«Отворите врата — да войдет в город народ праведный, хранящий верность Господу» (Ис.26:2; ИПБ).

Другая характеристика искупленных: они уповают на Господа, что дважды подчеркивается в Ис.26:3-4: «На Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки».

Отрывок Ис.26:8-9 предоставляет другие элементы опыта верного народа, который собирается войти в искупленный город: «Идя путем установлений Твоих, мы на Тебя, Господи, уповаем, к имени Твоему и памятованию о Тебе стремятся души наши. Жаждет душа моя Тебя в ночи, взыскует Тебя мой дух сокровенный» (ИПБ).

9. Какой подобный вопрос звучит в приведенных текстах?

1 Цар.6:20 - И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?

Пс.14:1,2 - Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем

Откр.6:15-17 - И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

10. Как приведенные тексты отвечают на прозвучавшие выше вопросы?

Пс.14, ИПБ - Господи, кто может в Храме Твоем пребывать (Букв.: кто может быть гостем Шатра Твоего), кто может жить на святой горе Твоей? Только тот, чья жизнь непорочна и дела праведны, чьи слова честны и искренни; языком своим кто не клевещет, ближнему своему не причиняет зла, не возводит поношения на соседа своего. Людей, Господом отвергнутых, недостойными он почитает, а боящихся Господа чтит; не изменяет он клятве своей, будь то и в ущерб ему. В рост денег он не ссужает; никому не подкупить его — не будет он свидетельствовать против невинного. Поступающий так неколебимым останется вовек.

Откр.14:12 - Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Откр.14:1-5 - И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

(Жена в Библии – символ церкви - ср. Откр.12:1-6; Откр.17:1-6; 2 Кор.11:2. Осквернение с женами – это духовное прелюбодеяние, отступление от истины, смешение истины с заблуждением).

11. Ср. Ис.26:2 и Пс.23:7-10 – для кого прозвучала подобная песнь? По какому поводу она была воспета?

Пс.23:7-10 - Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы.

12. Как человек обретает спасение? Происходит ли это на каких-то условиях?

«Как человек обретает спасение? Происходит ли это на каких-то условиях? Никогда мы не приходим ко Христу на условиях. Когда же мы пришли ко Христу, то условием спасения становится то, что мы живой верой целиком и полностью полагаемся на заслуги Крови распятого и воскресшего Спасителя. Делая это, мы совершаем дела праведности. Когда же Бог призывает грешника, в этом нет никаких условий… Грешник приходит к Богу, и когда он видит Христа, вознесенного на Голгофском кресте… он видит любовь, превышающую все, за что он держался» (Э. Уайт. Опубликованные рукописи, т. 6, с. 32).

 

Уроки, выводы

1. Можем ли мы в своей жизни играть каким-либо образом роль Бога? Как не попасть в подобную ловушку? Пс.138:23,24.

2. Почему гордость и высокомерие настолько коварны и почему от них так трудно избавиться? Каким образом созерцание Голгофской Жертвы становится единственным действенным лекарством от этих грехов?

3. Какой урок мы можем извлечь из сцен суда в книге пророка Исаии?

4. Господь одержал победу в прошлом и принесет нам победу в будущем. Бог — наша победа, и мы можем одержать победу над страданиями, болью и грехом силой Бога могущественного. Какую надежду вселяет в нас эта мысль, когда мы взираем на день великого эсхатологического торжества, приготовленного Богом для Его возлюбленного народа?

 

Вывод. Исаии было открыто, что вслед за Ассирией Иудею завоюет Вавилон. Но он также видел, что несмотря на могущество «мироправителей тьмы века сего» (Еф.6:12), действующих через правителей великих держав, которые враждуют против Бога и в своей гордости осмеливаются претендовать на Его роль, Господь, несомненно, победит и принесет вечный мир на нашу многострадальную планету.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: