Экзамен МДК 02. 01 Психология творчества и специальная педагогика

ГБПОУ «Пермский краевой колледж искусств и культуры»

Утверждаю:

Замдиректора по учебной работе _______________ И.В. Каменских             2019 - 2020 учебный год

По дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Специальность 51.02.02 «Социально-культурная деятельность» (по видам);

Возрастной этап ведущая деятельность и социальная ситуация развития Познавательная сфера Мотивационная и эмоционально-волевая Основные новообразования Кризис
Дошкольный возраст (3 – 7 лет)            
Младший школьный возраст (7 – 11 лет)            
Подростковый возраст (11 – 16 лет)          
Юношеский возраст (17-21) Профессиональное и личностное самоопределение     Юношеский возраст привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед юношеского возраста — это этические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?». Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественнонаучным: ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер. В этом и заключается своеобразие интеллектуальной деятельности юношеского возраста.   Саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Проявляются более стойкие чувства. Эмоциональное отношение к ряду явлений становится устойчивым. Яркое выражение "подросткового комплекса". Быстрый темп психического и физического развития. Формируются обобщённые чувств. Психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.   Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности – понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».     Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.   Кризис юношеского возраста появляется со вступлением молодого человека к взрослой жизни, когда обостряются внутренние конфликты, возникают вопросы, которые кажутся невозможными для решения, жизнь становится сложнее. Кризис идентичности. Он сменяется или дополняется кризисом интимности. Человек может оказаться в психологической изоляции. Особое значение приобретает чувство одиночества.
Ранняя зрелость (молодость) 22-35 Создание семьи, построение карьеры   Для молодости свойственно усиленное развитие психических функций. Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового (в качестве важнейшего компонента творчества специалисты-психологи выделяют преобладание дивергентного мышления, которое подразумевает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов, - в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую).     Зрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, высокая эмоциональная лабильность, выраженная эмоциональная истощаемость, замедленное формирование положительных эмоциональных реакций, частая смена настроения, пониженный фон настроения, чувство страха, эмоциональная неустойчивость, низкая эмоциональная компетентность, низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, трудности ориентации в эмоциональной оценке другого человека, особая чувствительность к взгляду или прикосновению. Построение стратегии жизни Феномен акме Смысложизненные решения новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) Материнство/отцовство. К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе, в семье, профессии. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис молодости свидетельствует о том, что он переходит на новую возрастную ступень — возраста зрелой личности (взрослости). Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Кризис 30 лет часто называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. «Смысл – это попытка ответить на вопрос Кто Я? Что Я? Зачем явился в свет?» (А. Червоненко). Проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву. Согласие с миром, способность быть самим собой – вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни.  
Зрелый (35 – 65) Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитие взрослого человека.     Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. В этом возрасте теряет своей полноценности когнитивный опыт, обеспечивает сохранность, благоустройство и преобразования информации. Для эмоционального реагирования на мир, на свою жизнь характерны следующие особенности: - оно становится устойчивым, но негативные переживания постепенно начинают преобладать положительные; - устанавливается индивидуальный фон переживаний. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральным новообразованием являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода. Время тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.   У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.   Кризис сорока лет – это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.
Пожилой (65-75) и старческий (75 +)          

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: