Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь является территория Республики Беларусь (ст. 9). Территория Беларуси едина и неотчуждаема. В ст. 9 Основного Закона также предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах

[3, c.430-431]:

-  единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

-  сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

-  сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

-  осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

-  равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

-  включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

-  примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

-  многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

-  гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для системного и упорядоченного государственного регулирования территориального развития исключительно важно именно реальное, а не номинальное устройство. Так, по существу, именно оно определяет формы и степень децентрализации государственных функций, их распределение между государством и его составными частями, возможности внутригосударственного диалога. Именно реальное, исторически сложившееся и корректируемое при переменах в политической жизни государственное устройство каждой страны определяет суть и механизмы предельно индивидуализированных систем: государственного регулирования территориального развития. Это же обстоятельство делает весьма сомнительным и маловразумительным прямое сравнение одного государственного устройства с другим (признаваемым за эталон федерализма и унитаризма), а тем более - прямых заимствований чужеродной практики

Ни унитарное, ни федеративно-устроенные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом по этому признаку. Достаточно сравнить реальное положение коренного (кайенского) населения в федеративных США и коренных народов Севера в унитарной Финляндии.

Нет также никаких подтверждений того, что унитарное, федеративное либо конфедеративное устройство как таковые автоматически обеспечивают лучшее государственное регулирование территориального развития в целом. В современном мире государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но в то же время оно самым прямым образом формирует модель, схему, механизмы и процедуры. Любая из этих моделей (схем, процедур и т. д.) может быть доведена до определенной степени совершенства или, наоборот превращена в фикцию.

Практика показывает, что в современном федерализме суверенитет все чаще делится между национальными, субнациональными, а иногда и региональными и муниципальными единицами (например, Индийский Союз, ФРГ, Швейцария, США, Евросоюз, СНГ).

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2005. - 548с.

.   Буков В.А. Совершенствование государственного устройства Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект // Правовая политика. - 2002. - №2. - с174-187.

.   Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. - 832 с.

.   Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: Предпосылки, особенности, структура / И.Н. Гомеров. - М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. - 832с.

.   Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. управление» / Т.В. Грицюк. - М.: РДЛ, 2004. - 592с.

.   Демократия: государство и общество. Учебное пособие. - М: Институт педагогических систем, 1995. - 302c.

.   Дербичева С.А. Современный федерализм как способ государственного устройства: Императивы и альтернативы / Дербичева С.А. // Закон и право. - 2004. - №11. - с.3-7.

.   Ильин И.А. О государственной форме // Сов. Государство и право. - 1991. - №11. - с.135-138.

.   Князев Ю. Несущая конструкция союзного государства: Продолжаем обсуждение концепции конституционного акта Союзного государства Беларуси и России // Вестник сотрудничества. - 2002. - №6. - с.27-31.

.   Комутков С. От единовластия к разделению властей /Комутков С. // Власть. - 2005. - №1. - с.17-23.

.   Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (С измен. принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0; 2004. №188. 1/6032.

.   Мокрый В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Мокрый В. // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №6. - с.64-67.

.   Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. - Мн.: Тесей, 1999. - 560с.

.   Петров В. Системология государственного устройства: от абстрактных схем к конкретным моделям // Власть. - 2002. - №10. - с.45-51.

.   Проблемы теории государства и права: юнита 1. Рабочий учебник. - М:2002. - 64с.

.   Теория государства и права: ч.1 Теория государства. Под. ред. А.Б.Венгерова. - М: Юристъ, 1995. - 254с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: