Игра как средство образовательной деятельности у школьников

Игра как средство образовательной деятельности у школьников

 

Сроки и этапы реализации: Проект саморазвития рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап. 

· Изучение учебно- методической литературы.

· Разработка плана работы.

· Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.

· Обогащение развивающей предметно пространственной среды.

2. Основной этап.

• Реализация идеи, цели, задач, плана.

3.Заключительный этап

· Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.

 

 

Подготовительный этап Изучение методической литературы 1.Изучение нормативно – правовых документов. 2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с. 3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» 4.Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». 5.БондаренкоА.К., МатусикА.И.«Воспитание детей в игре» 6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» 7.ДороноваН. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях» 9.Краснощёкова Н.В«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» 10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» 11.УсоваА.П.«Роль игры в воспитании детей» 12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

 

 

План работы с детьми и с родителями на 2019-2020 учебный год.

Сроки Работа с детьми Работа с родителями Примечание
Сентябрь Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижныеигры» 1.Консультация «Роль игры в жизни ребенка» 2.Выявить отношение к игре в семье. Анкетирование «Что вы знаете об играх?» Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.
Октябрь 1.Настольные игры 2.Неделя сюжетно-ролевых игр 1.Консультация «Игры и игрушки наших детей» 2.Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. 3.Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Обогащение ППРС
Ноябрь 1.Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. 2.Развлечение «Забавы с красками и карандашами». 1.Памятка для родителей: «Чему научит игра?» 2.Выставка  детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» 3.Игровой практикум «игры со звуками и буквами».   Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду»  
Декабрь 1.Дидактические игры 1.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» 2.Вечер игр: «Весёлые игры» Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!»
Январь 1.Игры на развитие логического мышления 2.Вечер логических игр. 1.Буклет для родителей: «Игры на внимание» 2.Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста".   Консультация для педагогов: «Оптимизацияигровой деятельности в дошкольных»
Февраль 1.Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. 1.Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя».   Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителейи детей
Март 1.Игры по духовно-нравственному воспитанию. 2.Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»   1.Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома» Совместная организация триады Родитель-Ребенок-Воспитатель
Апрель 1.Онлайн-выставка на сайте ДОУ детских рисунков «Любимаяигрушка»   Памятка для родителей «Играем дома» Подготовка материала для совместной дистанционной работы
Май 1.Онлайн-квест на платформе KidSquare, letidor.ru.   1.Консультация онлайн для родителей «Как правильно выбрать детскую игровую платформу в интернете» 2.Неделя игры в детском саду Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.  

Отчёт по теме самообразования. Выступление на онлайн-педсовете на образовательной платформе ZOOM.

 

Картотека различных видов игр, используемые в работе с детьми при реализации плана по самообразованию за 2019-2020 учебный год:

 

Подвижные игры Ø П/и «Жмурки» Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве. Ø П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы» Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой. Ø П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Ø П/и (русская народная) «Капуста» Цель: развивать ловкость движений. Ø П/и (русская народная) «Утка и селезень» Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.  
Народные игры Ø «Прятки» Ø «Горелки» Ø «Жмурки» Ø «Казаки-разбойники» Ø «Кошки-мышки» Ø «Двенадцать палочек» Ø «Испорченный телефон»
Настольные игры   Ø «Развивающее лото» (Геометрические фигуры) Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления. Ø «Магнитная мозаика. Ежик» Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов. Ø «Незнайкин счет» Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке. Ø «Развивающее лото» Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений. Ø «Цифры» Ø Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук. Ø «Снежная королева» Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета. Ø «Хитрые предметы»Игра направлена на развитие внимания, усидчивости. Ø «Разноцветный мир» Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом. Ø «Лото ассоциации» Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных         игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки. Ø «У Лукоморья» Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие. Ø «Зоологическое лото» Цель:закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Ø «Пазлы» Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развиваетлогику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно. Ø «Домино» Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук.
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию Ø «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ» Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов. Ø «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Ø «ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ» Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться. Ø «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ» Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме. Ø «УГАДАЙ КАРТИНУ» Цель: учить детей находить по словесному описанию картину. Ø «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Ø «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ» Цель:закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Ø «СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО» Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги. Ø «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Ø «СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ» Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний). Ø «Я ПРОБУЮ НА ВКУС» Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
Дидактические игры Ø «Природа и человек». Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Ø «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ø «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ø «Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Ø «Назови три предмета». Цель: упражнять детей в классификации предметов. Ø «Добавь слог». Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления. Ø «Скажи по-другому». Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению. Ø «Мое облако». Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы). Ø «Найди листок, как на дереве». Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку. Ø «Закончи предложение». Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ø «Не ошибись». Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток. Ø «Летает – не летает». Цель: развивать слуховое внимание. Ø «Кто больше знает?». Цель: развивать память, находчивость, сообразительность. Ø «Найди предмет той же формы». Цель: уточнить представление о форме предметов. Ø «Похож – не похож». Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию. Ø «Угадай, что в мешочке». Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.  
Игры на развитие логического мышления   Ø «Что тяжелее?» Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. Ø «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Ø «Подбери пару к слову». Цель: развитие внимания, мышления и речи. Ø «Что это? Кто это?» Цель: развитие мышления и речи. Ø «Разложи картинки по группам» Цель: развитие навыков анализа и синтеза. Ø «Закрой лишнюю картинку» Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Ø «Нарисуй и зачеркни» Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления. Ø «Придумай загадку» Цель: развитие речи и мышления. Ø «Составь предложение по двум картинкам» Цель: развитие внимания, мышления и речи. Ø «Любимая еда» Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Ø «Скажи мне наоборот» Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы. Ø «Нелепицы» Цель: развитие речи, внимания, мышления. Ø «Дополни фразу» Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.  
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. Ø «Запрещается – разрешается» Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале. Ø «Да – нет» Цель: закрепление правил поведения при землетрясении. Ø «Выбери предмет» Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения. Ø «Внимание всем!» Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения. Ø «Что делать?» Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях. Ø «Загадки – отгадки» Цель: закрепление умения объединять предметы в группы. Ø «Кто я?» Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела. Ø «Исправь ошибку» Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены. Ø «Хвастунишка» Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены. Ø «Назови предмет» Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи. Ø «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?» Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь. Ø «Если кто-то заболел» Цель: закрепление знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача. Ø «Разложи картинки по порядку» Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти. Ø «Азбука здоровья» Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни. Ø «Полезные и вредные продукты» Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать. Ø «Лови – бросай, правило называй» Цель: закрепление правил поведения при наводнении. Ø «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении. Ø «Кто, где живет». Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе. Ø «Буду осторожен в природе» Цель: закрепление представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему. Ø «Соберем рюкзак в дорогу» Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях.    
Ø.Игры по духовно-нравственному воспитанию.   Ø «Ласковое имя» Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Ø «Колечко красоты» Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств. Ø «Только хорошее» Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Ø Игра «Забота» Ø «Поводырь» Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение. Ø «Подарок» Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям. Ø «Передай хорошее настроение» Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям. Ø «Волшебные очки» Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Ø «Цветик – семицветик» Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других. Ø «Щедрые подарки» Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости. Ø «Верные друзья» Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии. Ø «Как надо заботиться» Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе. Ø «Только хорошее» Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Ø «Круг честности» Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. Ø «Палочка-выручалочка» Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи. Ø «Жизнь в лесу» Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. Ø «Птенцы» Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. Ø «Раз, два, три беги!» Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: