double arrow

Тема 3. Натурфилософия античности. Особенности, периодизация и категории античной философии. (2 часа)

Тема 3.Натурфилософия античности. Особенности, периодизация и категории античной философии.(2 часа)

 Изучая  античную философия, нужно проникнуть в опыт жизни мыслителей- сущностьантичного философствования в том, что мудрость, не подкрепленная опытом жизни, мертва и бесплодна. Особенности античной философии:                                                                                               1. Центральная тема – проблема достоинства человеческой жизни. Даже мироздание и жизнь космоса понимаются через образы и понятия, имеющие отчетливо этический характер                                                                                                                                         2.Главная устремленность – обретение мудрости, а мудрым может быть назван тот, кто прожил достойную жизнь. (Судьба философа воспринималась, как важнейший философский аргумент). О философе судили по ученикам. (Перикл спас Анаксагора, обвиненного  в  святотатстве, Сократ заплатил жизнь за деяния Крития- предателя во время Пелопонесской войны.)                                                                                                                                       3. Античная философия возникла в процессе усвоения знаний, заимствованных у народов более древних цивилизаций Востока и в процессе переработки древней мифологии,                                                 4.Античная философия    не требует создания касты посвященных, отречения от обычной жизни. Философы охотно общаются со своими согражданами. Но не подчиняются мнениям толпы.                                                                    4. В центре внимания античной философии – проблемы мироздания, вопрос о происхождении вселенной, о природе вещей. космоса. Т.е. для античной философии характерен космоцентризм.

                   Этапы развития античной философии:                                                                                                1. Ранняя греческая философия. От возникновения философского мышления в начале 6 в. до н.э. до середины 5 в. до н.э., времени Сократа., с которым философия обретает совершенно иной характер. Главная тема – возникновение и строение единого целостного мироздания. Это Фалес (основатель Милетской школы), его ученики Анаксимандр, Анаксимен, Зенон Элейский, сицилиец афинянин Анаксагор, самый необычный философ Гераклит, Пифагор (социальный реформатор, философ, богослов), Ксенофан (первый критик культурной традиции), Парменид (автор учения о едином) и его ученик Эмпедокл, соединивший в своем учении   философские мысли предшественников, осуществив тем самым  опыт синтеза различных воззений.                                                                                                         2.Классический период (431-322 г. до н.э.) – в названии отражает эпоху выдающихся достижений эллинской культуры, приобревших для последующего человечества значение нормы и недосягаемого образца. (условное начало –  деятельность Сократа, «сократический поворот» Пелопонесская война, изменившая облик эллинского мира. Духовное же начало -  условный  конец - смерть Аристотеля) Выдающиеся представители –  сократовский  ученик Платон и  его младший современник Аристотель, значение  которого  далеко  выходит за рамки философии. Трудно найти  сферу  человеческой деятельности, не затронутую их мыслью.                                                                            3.Эллинистическо-римский период. –  (322 г. до н.э.-5 в.н.э.).Начинается после смерти Аристотеля и длится до 5 в. н.э., конца античного мира. По продолжительности в 3 раза превосходит оба предыдущих периода – но огромная часть философских усилий уходит на продолжение и развитие мыслей великих предшественников, меньшая – отдана созданию собственных самобытныхучений. Философия существует в виде нескольких мало связанных друг с другом школ мышления- эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон из Китиона), скептики (Пиррон).Значительный вклад в развитие стоицизма внесли римские мыслители –Цицерон, Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека. Продолжают существовать школы последователей Платона (платоники) и Аристотеля (перипатетики).-Феофраст- самая ярая фигура.                                                                                      эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон из Китиона), скептики (Пиррон).Значительный вклад в развитие стоицизма внесли римские мыслители –Цицерон, Марк  Аврелий.  Самое крупное движение античной мысли, достойно ее венчающее – это   неоплатонизм – Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл.                               

Зарождение античного способа производства и активное включение в производство природы обуславливало  необходимость   ее познания.Эта задача решалась с позиции мировоззрения, оперирующего образами познания и самопознания, а не страха или поклонения  Категориальный каркас античной философии включает в себя понятия космос и хаос, материя и идея, душа и ум, единое и судьба. Материя – потенциальная  с, субстрат, страдательное начало. Идея – прообраз бытия мира, его первореальность. И то и другое начало носило вещественный характер. Соотносятся как страдательное и, деятельное начало.   Гносеология сводилась к тому,  чтобы через исследование идей проникнуть в суть вещей. Путь к этой истине лежал не через эксперимент, а через логическое расчленение понятий и уяснение их взаимосвязей, через формирование логики как особой культуры мышления. Душа – активное начало, связывающее материю и идею. Ум – целесообразная заданность, запроектированность мира.   Наряду с космосом (упорядоченным единством мира) имел место и хаос. За этим следовал вывод о некоем «единстве» целесообразного и стихийного, добра и зла.. Это единство   выше силы души и возможностей ума. Это единство трактуется как «Единое» - сила, которая отвечает не только за порядок, но и за хаос, не только за добро, но и за зло. «Единое» - трактуется как судьба, от которой не уйдешь   и  которую  следует принимать достойно.

6.3.2.Период ранней греческой философии (1 час)                                               Для   античной философии был характерен космоцентризм, учение о развитии мира, движении от хаоса к порядку. В раний период выделяют де ветви развития философской мысли. Ионийская философия (милетская школа, Анаксагор и Гераклит) и италийская школа  (пифагорейцы, элеаты, Эмпедокл.)                                                                                                                                                                                                                                         Главный вопросо начале всех нач ал первооснова бытия, начало всех начал. Основатель Милетской школы – Фалес (6-7 вв.до н.э) – считал, что все начинается из воды. (Фалес первым сказал, что душа   бессмертна, она –высшее выражение жизни). Анаксимандр (610-546 гг.) называет первоначало «апейрон  (беспредельный, безграничный, бесконечный).Хотя апейрон и вещественен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он не знает старости и находится в вечном, активном движении.(Есть теория происхождения людей и животных из рыб).  Анаксимен(585-524гг) первоначалом сущего считал воздух Анаксагор (500-428) был обвинен в безбожии и эмигрировал, потому что заявил, что Солнце – это огромный шар величиной с Пелопоннес. Первоосновой считал  гомеомерии                              (семена). Первоначальное состояние мира – смесь мельчайших частиц. Они стали вращаться, благодаря космическому вихрю.(провозвестник перводвигателя Аристотеля).   Гераклит из Эфеса (520 -460гг) – (Гераклит плачущий,   Оплакивал  людей, живущих дурной жизнью, жалел их. Гераклит темный – непонятные тексты. Сократ сказал: «то, что я понял – превосходно. Будем надеяться, что также хорошо то, что я не понял. «Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Усматривает первоначало в огне. «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, но всегда был,  есть и будет вечно живым огнем .» Пифагор (570-497 гг.).                                                                                               Пифагореизм – религия (уклад жизни, философия, музыка, математика, социальное новаторство) Учение о едином боге..Субстанция – нумерологическая. Все подчинено гармонии, символ гармонии – число, источник гармонии – Бог. Пророк сокровенного знания о Боге.                      (эзотеричекое учение).  «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». Число есть подлинное бытие.  Указывал на  связь  числа и геометрического  образа:  точка – единица,   прямая – двойка,  плоскость – тройка, тело – четверка. Символика  чисел:  – 5 – качество и цвет, 6 – одушевленность, 7 – интеллект и здоровье, 8 – любовь и целесообразность. Пример универсальности числа и всепроникающей гармонии - связь длины струны с высотой тона.                                                                                                       В центре мира горит огромный очаг (мировой очаг), вокруг – 10 небесных тел. Миф о Дионисе Загрее, растерзанном титанами. Из его праха сотворены люди. Отсюда смешение в людях божественного (доброго) и титанического. (злого). Чтобы очиститься, нужно соблюдать посты, не есть мяса. Душа же очищается, познавая музыкально-числовую структуру космоса. Но очищение требует многих жизней. Отсюда – идея метампсхоза.                                               Пифагорейцы выдвинули идею устроения человеческого мира с целью улучшения нравов и общества, создания условий для очищения души и гармоничного существования. Пришли к власти в ряде городов Великой Греции, но их правление закончилось разгромом пифагорейского союза.Учение оказывало влияние на философскую мысль свыше тысячи лет.

У Ксенофана (570-478гг) и других представителей элейской школы субстанция философична, тождественна бытию.     Все возникающее подлежит гибели. Вечность – преррогатива Бога. Он везде и все объемлет, он – причина конкретного, конечного, переходящего.                                      Парменид (540-480гг.) развивает понятие единого миробога    Ксенофана в понятие единого бытия, неделимого и неизменного. Формулирует вопрос о соотношении бытия и небытия, полагая, то эти вопросы могут быть решены только разумом. Но на пути поиска истины разум подстерегают ловушки                                                                                                                           1) Допущение существования небытия. Если небытие есть, значит оно существует – вывод о тождестве бытия и небытия.(нелепость). С точки зрения  Парменида, 1)небытие есть, а небытия вовсе нет. (Небытие не существует, потому что его нельзя ни познать, ни  в слове выразить).   2) Бытие и мышление существуют самостоятельно, но мысль становится мыслью, когда она предметна, а вещь тогда лишь вещь, когда она мыслима. Что касается чувственно воспринимаемого мира, то он кажущийся, мнимый. Сомнения к чувствам казалось нелепостью, и отстоять позицию учителя взялся ученик  Ксенофана   Зенон, используя метод доказательства о противного.                                                                                                         Наши чувства фиксируют пространство, множество, движение, но они заблуждаются. Существующее пространство должно существовать в более обширном пространстве, и до той бесконечности, которая не фиксируется чувствами. Что касается множества, то оно воспринимается как величина конечная и бесконечная.Еще более парадоксальная ситуация складывается, когда мы пытаемся на уровне чувств фиксировать движения (сомнения отразил в апориях – загадках)-                                                                                     1. Дихотомия(деление на два) – движение не может начаться, потому что надо пройти половину пути, а до этого половину половины. И так до бесконечности.                                                                                                                                2. Ахиллес и черепаха (догнать не может)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: