Понятия архитектоника, объём и форма

 

В настоящее время значение архитектоники расширилось до применения к различным областям: от творения созданных природой к сфере культуры и искусств до информационно- инженерных областей. Данное пособие ориентируется на закономерности развития таких категорий как объём и форма в среде.

Архитектоника (тектоника) (греч. architektonike (tekto-nike) — строительное искусство)— 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей [1].

Само понятие архитектоники возникло в античный период. Тогда древние греки определяли её как «искусство строить». Затем это понятие разделилось на две группы – несущие и несомые элементы. В сочетании этих противоречивых элементов и появилось тектоничность, где структура могла быть наглядно воспринята.

Генетический анализ категории «архитектоника» уходит корнями в греческую философию. По Аристотелю, «архитектоника — деятельность архитектора, умение строить, задумывать, замышлять, сплачивать». В Древней Греции понятия ремесла, искусности и искусства в предметном творчестве человека были неразделимы [1].

Теоритическая формула архитектоники дошла до потомков в виде определения данного ещё во второй половине I-века до н.э. римским архитектором и инженером Марком Витрувием Полиномом и звучит как «гармоничное единство трех составляющих: пользы, прочности и красоты».

Понятие категории «тектоника» введено в научный лексикон в середине XIX века К. Бётихером в следующем определении: «Тектоника — деятельность в области архитектуры, оптически вытекающая из потребностей духовной и физической жизни и соответствующая в материально необходимом формообразовании не только голым потребностям, но поднимающая это формообразование до художественной формы. <<…>> Отношение к архитектуре как произведениям одновременно материальной и духовной культуры позволило выделить:

- внутреннюю «первичную тектоническую форму» — то, что роднит архитектуру с природой, оформление массы материала с учетом закономерностей статики и динамики;

- «художественную форму» как систему членений, которая может совпадать с особенностями внутренней формы, подчеркивать ее, изменять или противоречить.

Категория «архитектоника» интерпретируется по-разному в рамках различных теоретических направлений, что объясняется многообразием, сложностью и многогранностью теоретической проблемы. Для А. Кузнецова это «структура сооружения, определяющая расположение и взаимосвязь отдельных частей, их соподчинение целому». Но эта же категория рассматривается как «профессиональный способ пространственного мышления и деятельности в материале, равнозначно сочетающий художественные условия и технологические требования формообразования» (Ю. Волчок). Для А. Гана — «это взрыв из внутренней сущности»» [1].

Архитектоника понимается как всесторонняя материальная и информационно-эстетическая взаимосвязь внутреннего содержания и формы в различных объектах, прежде всего произведения дизайна и архитектуры. Оно могло охватить художественное воплощение назначения функционирования пространственной организации, конструктивно-технологической основы во внешнем облике промышленных изделий, архитектурных сооружений и художественных произведениях. И произведение считалось архитектоничным, если оно было совершенным по назначению, работе, строению, прочности, надежности и привлекательным по форме.

Два главных слагаемых архитектоники– внутреннее содержание и форма.

Внутреннее содержание определяет собой сущность предмета, как относительно самостоятельной системы, и может подразделяться на следующие компоненты:

- утилитарное содержание – полезное назначение вещи;

- функциональное содержание- характер жизнедеятельности предмета;

- структурное содержание – взаиморасположение и взаимодействие частей;

- конструктивно-материальное содержание – конкретный способ овеществления структуры, конструктивная система, основные материалы и характер силовой работы частей предмета;

- технологическое содержание – способ изготовления предмета.

Форма – вторая двуединая сущность предмета, любой вещи и внешнее, визуально воспринимаемое материальное пространственное проявление содержания предметных объектов. Это активный компонент объекта, объединенный содержанием прямой, но и обратной связи и способный влиять на содержание.

Форма включает две органически взаимосвязанные стороны:

-внутреннюю форму- структуру

-внешнюю форму- наиболее обозримую граничную пластическую оболочку (контур).

Форма, структура и внешняя оболочка есть то, в чем отражается содержание предмета и проявляется архитектоника.

Единство формы и содержания является одним из важнейших законов художественного творчества. Оно определяет органическую целостность и эстетическую ценность творения в любом виде искусств. «Единство формы и содержания <<…>> означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения объекта, утилитарной сущности изделия, его социальной значимости. <<…>> Несмотря на взаимопроникновение утилитарного и эстетического начала, в большинстве случаев утилитарное остается доминирующим и определяющим форму. Прежде всего, <<…>> изделие должно быть нужным, полезным, удобным и красивым [7]».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: