Строение речевого аппарата

 

СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

 

Речевой аппарат - термин, который следует понимать условно. Язык социален, а не индивидуален, не биологичен, от природы органов речи нет. Органы дыхания и органы для приёма пищи были приспособлены и использованы для производства звуков речи.

У органов речи есть свои непосредственные функции и речевая нагрузка. В произношении каждого звука участвуют строго определённые органы речи. Причём, все звуки, произносимые нами, артикуляционно различаются. Поэтому необходимо знать, какие органы речи и как участвуют в произношении звуков.

С точки зрения образования звуков речевой аппарат делят на 3 части - до гортани, гортань, выше гортани (надставная труба).

Схема строения речевого аппарата:

1 – голосовые связки; 2 – надгортанная полость; 

3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта; 

6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо и увула; 8 – твердое нёбо;

9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – полость рта и носа

 

Нижний этаж – (легкие, бронхи, трахея) – выполняет роль мехов, нагнетает струю выдыхаемого воздуха путем напряжения мускулов диафрагмы. 

В среднем этаже - гортани - есть 4 хряща, между которыми натянуты мускулистые пленки, эластичные и подвижные. Это - голосовые связки.  Пространство между ними - голосовая щель, состоящая из 2 щелей - между хрящами и между связками. В раскрытом положении - свободное, без речи, дыхание. Голосовые связки по своей структуре у человека более однородные, чем у приматов. Путь струи воздуха, выталкиваемой из легких, проходит через голосовые связки, расположенные в гортани человека.

Голосовые связки - это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани.  Они достаточно гибкие и могут регулировать расстояние между своими краями в очень широких пределах. 

При дыхании голосовые связки разведены в стороны, чтобы не загораживать путь воздушной струе; при шепоте голосовые связки натягиваются таким образом, чтобы проходящий через них воздух создавал звучание, похожее на шипящие или свистящие звуки; для порождения голосового звучания связки начинают вибрировать, периодически смыкаясь и размыкаясь.

Если человек начинает бормотать, голосовые связки поддерживаются в слегка разведенном состоянии, поэтому они могут одновременно и вибрировать, и в то же время пропускать воздух. 

Частота колебаний голосовых связок, от которой зависит высота тона (чем чаще колеблются связки, тем выше частота основного тона голоса), определяется напряженностью, длиной и общей массой голосовых связок. 

Помимо умения уменьшать или увеличивать частоту колебаний голосовых связок, говорящий может менять сам характер этих колебаний. В момент начала говорения голосовые связки смыкаются и давление воздуха, выходящего из легких,  быстро возрастает, что создает дополнительное напряжение под голосовыми связками. Это давление воздуха в конечном счете разрывает смычку, образованную голосовыми связками.

Но поскольку голосовые связки тоже образуют сужение в речевом тракте, давление воздуха под ними становится меньше, чем в окружающей среде, - это физическое явление называют эффектом Бернулли - и в результате действия сил Бернулли голосовые связки опять смыкаются. Эффект Бернулли усиливается также и тем, что мускульное напряжение в самих голосовых связках также стремится свести их вместе, поскольку изначально они находились в сведенном положении и только под давлением струи воздуха раскрывались. Обе эти силы, действуя синхронно, преодолевают стремление воздушного потока разъединить голосовые связки для того, чтобы прорваться наружу, и приводят к их смыканию, за которым следует новое размыкание под влиянием возросшего давления воздушной струи, следом опять новое смыкание - так возникают те самые гармонические колебания, которые называются голосом, идентичные колебаниям, которые образуются в музыкальных струнных инструментах, когда происходит механическое воздействие на струну. 

Как видно, от этого зависит также тембральная окраска (тембр) речи. Например, если движение воздушного потока через голосовые связки не резкое, но достаточно плавное, то силы Бернулли становятся слабее и, следовательно, не способны привести к неполному закрытию голосовой щели. Колебания голосовых связок в этом случае образуют такое звучание, основная интенсивность которого сконцентрирована в более низкой области частотного спектра. На слух такой голос воспринимается как более низкий, с приятной "бархатной" окраской. Если же скорость, с которой поток воздуха проходит через голосовые связки, высока, то и силы Бернулли достаточно значительны, поэтому голосовые связки почти все время (до 70% времени своей работы) остаются сомкнутыми. В этом случае акустика звучания характеризуется большей энергией в области высоких частот, поэтому кажется, что тембр голоса стал более резким, пронзительным, визгливым.

1-3 – Зубы; 4 – Увула; 5 – Язык

 

Гортань – это источник голоса. Верхний этаж – надставная труба, состоящая из полости глотки, ротовой и носовой полости - резонатор, в котором формируются обертоны и резонаторные тоны. Разделяет носовую и ротовую полость нёбо, передняя часть которого - твердое, а задняя - мягкое, заканчивающееся язычком, нёбной занавеской, увулой. В зависимости от положения язычка воздух идет в нос или рот. Если образуются носовые звуки [м, н] – значит язычок опущен, воздух свободно попадает в носовую полость. 

Исследования показали, что человек обладает сложным набором мускулов, которые управляют движением разных органов в ротовой полости, а также движением губ. 

Ротовое отверстие у человека относительно небольшое и может достаточно быстро открываться и закрываться (это важно при производстве взрывных звуков, которые встречаются во всех языках мира). 

Ротовая полость может менять свой объем за счет подвижных губ (п, б, м, у, о, ф, в). 

Язык человека - широкий и мускулистый, в отличие от аналогичного анатомического органа ближайших родственников человека - приматов, у которых он длинный и узкий. Это позволяет человеку очень быстро изменять объем и форму воздушной массы в ротовой полости, которая для многих звуков, в первую очередь для гласных, служит главным резонатором,  определяющим форму гармонических колебаний (колебания,

повторяющиеся во времени через определенные равные промежутки времени, называемые периодом), излучаемых в окружающую среду при производстве речи. Язык состоит из корня и спинки, состоящей из задней, средней, передней частей. Эти части языка очень подвижны, например, кончик ложится на зубы - образуются [т, д, н, л, ц], дрожит у нёба – образуется [р]. 

Передние зубы у людей примерно одинаковы по своей массе и по размеру, так что при сближении или смыкании верхней и нижней челюстей на пути струи воздуха может быть образован барьер с ровными краями. Эти свойства зубов как органа артикуляции особенно важны для производства, например, щелевых звуков.

Вся система артикуляторных органов человека выстроена в соответствии с основным направлением движения воздуха,  т.е. таким образом, чтобы на выдохе создавалось наибольшее давление воздуха, что позволяет в широких пределах изменять интенсивность излучаемых колебаний воздуха (громкость звучания). Строение легких человека позволяет ему без всякого напряжения регулировать соотношение длительности вдоха и выдоха. Замечено, что, когда человек молчит, время вдоха и выдоха у людей примерно одинаково; при разговоре время вдоха (забора воздуха) может сократиться до 10-12 мсек., при этом время выдоха (а абсолютное большинство звуков речи в языках мира произносится на выдохе) может достигать 20 сек.   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: