Оценка аффективной коммуникаци руководство от авторов

Оценка аффективной коммуникаци руководство от авторов

С тех пор как Оценка аффективной коммуникации (АСА) была опубликована [Coupe, Barton, Barber, Collins, Levy & Murphy 1985],  наше понимание того, как аффективная коммуникация может помогать социальным событиям, создавать условия для того, чтобы менее опытный коммуникативный партнер был включен в значимые поочередные или однократно случающиеся взаимодействия, улучшилось. Практика Интенсивного Взаимодействия сформировала осознание социальных встреч, в которых реакции партнера с интеллектуальными особенностями могут быть главным и определяющим фактором.

Донамеренное поведение – это просто общение без намерения. Ученик не осознает коммуникативный характер своих действий и реагирует без намерения, интенции, то есть на свое внутреннее состояние. Коммуникативный партнер обеспечивает «отвечающий» контекст для его действий, придавая взаимодействию признаки интенциональности. Навыки специального педагога – это реагировать на аффективные реакции или выражение внутреннего состояния ученика таким образом, чтобы тот стал осознавать значение своих действий. Чутко реагируя и обеспечивая социальные последствия действий, мы можем помочь нашим ученикам осознать, что они способны влиять на последствия и инициировать события, более интересные и мотивирующие, чем внутренние и сенсорные впечатления, которыми они сами себя занимают.

АСА по-прежнему является полезным инструментом, позволяющими практикам, работающим с людьми с ТМНР распознавать, как их подопечный реагирует на разный опыт. Отвечая на действия, которые соотносятся с положительными или отрицательными реакциями таким образом, как если это был бы репертуар намеренно коммуникативным, ученик становится в «точку обмена» действиями. Его реакции диктуют то, как будет происходить этот обмен.

Данное руководство объясняет и иллюстрирует использование АСА.

1. Оценка аффективной коммуникации – практический инструмент, позволяющий пользователю определить, как человек выглядит, когда ему что-то нравится, не нравится, когда он отказывается от чего- либо или хочет чего-то.

2. АСА содержит информацию, которая может способствовать как более успешным социальным взаимодействиям, как и более успешному вмешательству.

 

3. Как уже упоминалось, реакции людей с глубокими и множественными нарушениями часто трудно понять или «прочитать» из – за того, что их движения могут быть непроизвольными, неконтролируемыми и своеобразными. Бланк АСА помогает структурировать способ, с помощью которого наблюдатель сначала отмечает реакции клиента, а потом решает, был ли клиент рад встрече или нет.

4. Идею оценки можно изложить в трех пунктах:

· получить некий запас ситуаций, которые радуют клиента и в которых он будет общаться

· собрать информацию о том, как клиент реагирует на различный опыт, так, чтобы можно было сделать выводы о том, чему он радуется, что он хочет, от чего конкретного отказывается или отвергает.

· после того, как информация собрана, могут быть сделаны выводы о том, что человек любит / не любит, что хочет или от чего отказывается.

5. Однако, прежде чем начать работу с АСА, полезно обратиться с родителям клиента или к тем, кто заботится о нем, к значимым людям в его жизни и к тем, кто его хорошо знает. У них можно выяснить, что клиент любит и на что отвечает. Близкие люди часто знают специфические, характерные для клиента предпочтения или «нелюбовь» [например, определенные напитки, вкусы или звуки].
Кроме того, близкие могут рассказать, как они определяют, что человеку «нравится» и «не нравится».

6. Хотя АСА является стандартизированной оценкой, она не обязательно объективна. Когда кажется, что кластеры или наборы действий отражают удовольствие (например, человек улыбается, смотрит на вас и затем вокализирует) каждый раз, когда человеку дают бутерброд с маслом, предполагается, что если он постоянно реагирует также, когда ему дают шоколад, то, значит, ему нравится шоколад тоже. Когда давно знающие клиента люди говорят что-то типа «Фрэнк любит сладкий чай, но ненавидит сладкий кофе», то стоит включить эти две пробы в оценку: они обеспечат «мерило», которым можно будет измерить другие реакции.

7. Прежде чем приступать к оценке, также

- найдите того, кто поможет вам её сделать. Очень трудно одновременно предлагать стимулы, вести наблюдения и записывать реакции клиента. Или

– используйте видео – и тогда бланк регистрации может быть заполнен позднее и, что более важно, вы сможете, при необходимости, просмотреть отдельные трудно измеряемые реакции несколько раз.

8. В первой части процесса оценки используется бланк наблюдения. С левой стороны вертикально расположены индикаторы (дескрипторы), которые можно использовать как контрольные точки для записи наблюдаемых физических или вокальных наблюдаемых ответов. С их порядком и расположением стоит ознакомиться заранее, чтобы не искать время в поисках нужного квадратика вместо того, чтобы наблюдать за человеком. В нижней части бланка оставлено место для записи ваших интерпретаций (например, «очень понравилось», «нравится», «заинтересован», «не нравится», «нейтрально» - то есть что, по вашему мнению, клиент чувствовал).

9. ACA – это оценка, основанная на наблюдении за физическими реакциями на пробы. Наблюдатель ищет постоянные паттерны реакций, чтобы сделать вывод о том, нравится ли клиенту событие или он отвергает его. Презентации должны включать как можно больше разных проб, например:

Вкусы – известные предпочитаемые вкусы, сладкую, соленую, пастообразную или рассыпчатую еду (конечно, предварительно нужно выяснить у специалистов или родителей, еда какой консистенции подходит клиенту).

Звуки – имеющие смысл звуки из жизни человека: голоса родителей или тех, кто о нем заботится; голоса домашних питомцев; домашние шумы, школьный звонок или шум отъезжающего автобуса; голос сотрудника столовой или друга; музыка из любимых телепередач; разные необычные звуки и, кроме того, всякие собственные звуки и шумы, которыми клиент развлекается (например, чихание или смех), его собственные вокализации.

Запахи могут иметь особенно важное значение в жизни человека с нарушением зрения и/или слуха. Постоянные запахи, запах важного и знакомого человека, запах кофе или определенной еды могут возбуждать клиента или вызывать положительную реакцию узнавания.

Реакции на прикосновение у людей с нарушениями зрения могут быть очень выраженными и носить защитный характер. Надо быть очень осторожным, чтобы не испугать клиента какой-либо тактильной презентацией (например, массированием рук, расчесыванием волос, феном, дующим в лицо и т. д).

Работая с помощником или используя видео, «презентующий» должен предлагать пробы так, чтобы их результаты не влияли друг на друга. Если клиент ещё чувствует предыдущий вкус (например, клубники), то, получая следующий вкус (например, соленую пасту), вкусы могут смешаться – и тогда реакция будет на смесь вкусов, а не на пасту. Важно давать клиенту время, чтобы не путать его.

АСА не обязательно нуждается в специально организованной сессии. Если все хорошо подготовлено, некоторые пробы могут быть выполнены в подходящее для этого время в течение обычного дня (например, во время еды или перед сном). Позднее бланк поможет пользователю гарантировать, что это была конкретная презентация, а не реакция, вызванная контекстом события. Однако, иногда полезно предлагать пробы одну за другой – потому что, если человек готов или хочет попробовать другой вкус йогурта – это показатель того, что ему понравилось в первый раз. Также важно знать, предвидит ли человек события и понимает ли то, что происходит вокруг. Это критически важно на последней стадии оценки, при анализе стиля взаимодействия.

10. Вы можете использовать до десяти бланков наблюдения – здесь нет правильного числа. Вы узнаете, что достаточно, когда обнаружите, что можете распознавать контрольные кластеры действий, случающиеся постоянно в отношении положительных предпочтений или стойкого отрицания – и, следовательно, сможете сделать выводы, нравится или не нравится клиенту предложенная проба. Изучая бланк наблюдений, вы, возможно, заметите, что клиент использует некоторые движения чаще, чем другие – то есть некоторые строчки заполнены больше; что некоторые виды ответов более энергичны, включают больше движений – то есть отдельные колонки заполнены больше остальных. Оценив эту информацию, вы, надеюсь, заметите, что некоторые закономерности поведения соответствуют выводам «нравится» и «не нравится». Ваша интерпретация «очень нравится» может соответствовать регулярным вокализациям / поисковым действиям, увеличению движений рук или всего тела. В то же время ваша интерпретация «сильно не нравится» может соотноситься с отворачиванием головы от презентующего, закрыванием глаз или рта или движениями рта. Ищите закономерности между движениями тела и интерпретацией действий клиента.

11. Следующий бланк – лист идентификации - предназначен для проверки ваших наблюдений. Презентации, которые сопровождались самыми сильными и постоянными реакциями, могут быть представлены снова в контролируемой среде. Это позволит подтвердить, что наблюдаемые ответы были реакциями именно на презентацию, а не на человека, который её проводил или способ предъявления.

12. Лист идентификации отличается от бланка наблюдений тем, что в нем нет дескрипторов. Отмечено, что дескрипторы могут не охватывать все типы реакций – поэтому эти поля оставлены пустыми, чтобы можно было в них вписать собственные реакции клиента. Например, активность пальцев рук в бланке наблюдения может разделиться в листе идентификации на два варианта: выпрямленные пальцы / пальцы сжаты в кулаки.

13. Когда вы точно выявили несколько постоянных индикаторов того, как клиент реагирует удовольствием или неудовольствием, определили число ситуаций или типов ситуаций, на которые клиент реагирует одинаково и постоянно, вы можете с уверенностью сказать, что начали понимать, каким образом человек, которого вы наблюдали, аффективно общается.

14. Итоговый бланк АСА или бланк вмешательства представляет собой таблицу с презентацией. В следующей ячейке «Аффективная коммуникация» - ваша интерпретация действий клиента, далее место для дескрипторов постоянного поведения, которые нужно найти. Последняя ячейка для описания ответов взрослого на действия клиента. Теперь таблица описывает контекст, в котором клиент отвечает на что-либо узнаваемым способом, и действует:

15. Использование данных ACA
Каждый реагирует на события, которые с ним происходят. Если нам что-то нравится, мы реагируем одним образом, если нет – по другому. Эти реакции не являются попыткой рассказать окружающим о том, что нам нравится или не нравится – мы просто реагируем. Тем не менее наши реакции видны окружающим, и наше состояние может быть интерпретировано теми, кто наблюдает за нами. Это ненамеренная коммуникация. Однако, даже будучи ненамеренной, если она распознается окружающими нас людьми, то можно сказать, что она является коммуникативной – так как на неё был получен ответ в коммуникативном контексте.

Например:

Презентация: Джон получает вкус соленой пасты Мармит на тосте
Аффективная коммуникация: Нравится / не нравится
Репертуар действий: Подвижность языка возрастает, рот закрывается в то время, как он жует, голова двигается из стороны в сторону, он производит звуки ртом и носом. Движения рук возрастают, хотя пальцы расслаблены по сравнению с обычным состоянием (обычно зажаты в кулак). Когда он проглотил, то улыбается и голова возвращается снова к средней линии
Реакции взрослого: Джону предлагается ещё кусочек тоста с пастой
Результаты: Действия Джона показали помощнику, что ему понравилась предложенная закуска. Постоянная расслабленная поза свидетельствовала, что он может хотеть ещё. Это привело к тому, что помощник предложил ещё.

16. Когда Шантин, 15-летней девушке с нарушением зрения и ТМНР, дают апельсиновый сок, её левая рука поднимается к чашке, она открывает рот, позволяя жидкости попасть в рот, затем отводит рот от чашки, глотает и поворачивает голову в направлении чашки. Это интерпретируется как «ей нравится». Ей предлагается еще глоток, и она делает то же самое.

17. Однако, если ей дают выпить молока, она поднимает левую руку к чашке и открывает рот, позволяя жидкости влиться, но затем кидает руку на колени и открывает рот, так что жидкость выливается. Затем рот закрывается и Шантин затихает.

18. В этом случае можно предположить, что Шантин не нравится молоко (которое выливается изо рта), так как бланк наблюдения показывает, что она проглатывает всё, что ей нравится. Кроме того, когда ей нравится питье, её рука поднимается к чашке и иногда дотрагивается до неё, и, если напиток приятного вкуса, она поворачивает голову в направлении чашки. В случае с молоком у нас нет этих положительных признаков.

Когда попадается презентация, которая не нравится клиенту, часто полезно для контраста сравнить её с той, которая клиенту нравится, чтобы выделить процесс коммуникации и превратить реакцию в коммуникативную диаду:

20. Если Шантин получит несколько раз глоток питья, которое её нравится (апельсиновый сок), она будет отвечать похожим образом каждый раз. Если затем ей дать глотнуть молока, её действия изменятся в соответствии с тем, как она реагирует на нелюбимый вкус. Внутри ситуации, если презентация затем снова сменится на апельсиновый сок, реакция Шантин будет в коммуникативном контексте, она получит опыт эффекта от своих действий. Шантин будет эффективно заявлять о своем предпочтении. Она вынесет из этой встречи успешный опыт контроля над презентацией того, что ей не нравится и смены этого на то, что ей нравится.

22. Данные АСА дают структуру наблюдения, которое мы делаем, чтобы решить, показывает ли человек положительные или отрицательные реакции на событие или опыт. Как только мы сможем уверенно распознавать действия, обозначающие «хочет» или «не хочет», «нравится» или «не нравится», мы будем знать, какие ответы искать во время других встреч. Данные АСА также обеспечивают информацией о том, что клиенту нравится или не нравится, что может быть полезно для того, чтобы структурировать взаимодействие так, что клиент получал предсказуемую и постоянную реакцию в ответ на свои реакции.

23. Помещая поведение клиента в центр взаимодействия, мы создаем обстоятельства, при которых действия клиента формируют действия окружающих людей. Создавая обстоятельства, в которых выражения предпочтений распознаются и учитываются в течение дня, мы увеличиваем шансы на то, что клиент в конечном итоге будет связывать свои действия с последующими за ними изменениями. Это приводит к тому, что клиент начинает контролировать свое окружение с помощью социальных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: