Тема 2. Функции и язык культуры. Межкультурные коммуникации

1. Функции культуры.

Дайте определение понятию «функции культуры». Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции культуры (не менее 5-ти).

Литература:

1) Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник. М., 2007. С. 134-144.

2) Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. С. 55-56.

3) Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2007. С. 58-64, 75-80.

4) Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 4-5.

 

2. Проблема языка культуры в научной мысли. Классификация языков культуры

Дайте определение понятию «язык культуры». Рассмотрите, почему проблема языка культуры является актуальной в культурологии. Какие науки занимаются изучением языка культуры? Обозначьте круг интересов семиотики и герменевтики, коротко охарактеризуйте одну культурологическую концепцию, в которой освещены проблемы языка культуры (например, учение о семиосфере Ю.М. Лотмана). Назовите различные виды языков культуры. Приведите примеры.

Литература

1) Еникеева Д.М. Конспект лекций по культурологии. М., 2008. С. 36-38.

2) Каримов М.М. Культурология: Учебник. Уфа, 2014. С. 21-24.

3) Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. С. 101-104, 106-108, 697, 702, 704, 708.

4) Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник. М., 2007. С. 185-188.

5) Теория культуры в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. Оренбург, 2007. С. 91.

 

3. Понятия знака. Виды знаков

Дайте определение понятию «знак» (в широком смысле). Кратко охарактеризуйте следующие виды знаков: знаки-копии, знаки-индексы, знаки-символы. Приведите примеры.

Литература

1) Каримов М.М. Культурология: Учебник. Уфа, 2014. С. 21-24.

2) Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. С. 109-112, 115-118, 698, 704.

 

4. Смысл и код культуры. Культурные тексты

Дайте определению понятиям «смысл» и «код культуры». Что такое текст культуры? Чем текст культуры отличается от литературного текста? Назовите функции текста (например, по Ю.М. Лотману).

Литература

1) Каримов М.М. Культурология: Учебник. Уфа, 2014. С. 21-24.

2) Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. С. 108-109, 705.

 

5. Межкультурные коммуникации – понятие и суть проблемы

Дайте определение понятию «межкультурная коммуникация». Является ли коммуникация синонимом общения? Какое отношение к проблеме межкультурных коммуникаций имеют процессы аккультурации? Что это такое? Назовите и кратко охарактеризуйте формы аккультурации – ассимиляцию, сепарацию, сегрегацию. Приведите примеры.

Литература

1) Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник. М., 2007. С. 166-168.

2) Каримов М.М. Культурология: Учебник. Уфа, 2014. С. 164-166.

3) Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2007. С. 328-330.

4) Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: Уч. пособие. Ульяновск, 2013. С. 143-153.

 

6. Современное состояние межкультурных коммуникаций

Охарактеризуйте современное состояние межкультурных коммуникаций. Что такое маргинальность и маргинальная культура? Какими факторами обусловлено широкое распространение маргинальности в ХХ-начале ХХI вв.? Что такое культурный шок? Рассмотрите позитивную тенденцию в межкультурных коммуникациях – культурную интеграцию. Какое место в данном процессе занимают толерантность и эмпатия?

Литература

1) Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. С. 702.

2) Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: Уч. пособие. Ульяновск, 2013. С. 143-153.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: