Тематика индивидуальных контрольных заданий по дисциплине: психология развития и возрастная психология

Для студентов 3 курса заочной формы обучения направления подготовки «Психология»

 

Вариант контрольной работы предполагает выполнения 5 заданий:

1. Теоретическое здание: ответ на вопрос

2. Теоретическое здание: ответ на проблемный вопрос закрытого или открытого типа

3. Практическое задание: решение задачи

4. Составление глоссария: дайте определение понятиям

5. Разработка презентации темы лекции (конспекты лекций можно взять у преподавателя либо на сайте ДОНАГРА)

 

Вариант контрольной работы выбирается в соответствие с порядковым номером ФИО студента в групповом журнале

 

 

Вариант 1

1. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

2. Опишите динамику развития познавательной сферы от младенчества до старости (направленность познавательной активности, ее уровень, содержание и характер и т.п.).

3. Подберите методики и проведите обследование детей старшего дошкольного возраста с целью определения особенностей проявления и характера тревоги.

4. Дайте определение понятиям

Абстракция –

Авторитарный стиль родительского поведения

 Агрессия –

Адаптация к школе -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 1

 

Вариант 2

1. Проблема возраста. Теории периодизации психического развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

2. Определите поведенческие проявления тревоги в дошкольном и зрелом возрасте.

3. При проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями саморегуляции детей младшего школьного возраста, частой отвлекаемостью детей на уроках. Поясните, какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину?

4. Дайте определение понятиям

Акселерация -

Активность познавательная –

Акцентуации –

5. Разработайте презентацию темы лекции № 2

 

Вариант 3

1. Развитие личности с точки зрения психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон). Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона.

2. Найдите факты (из жизни, литературы, научные), демонстрирующие особенности проявления самосознания на разных возрастных этапах (не менее 3).

3. Дайте психологический портрет клиенту, пришедшему на беседу к психологу. Проанализируйте ее ситуацию.

Женщина 30 лет говорит психологу: «Я считаю себя застенчивой. Я так не думала, пока в 7 классе учитель не назвал меня «тихой». С тех пор я почувствовала, что у меня низкие коммуникативные способности. Боюсь первой идти на контакт с людьми, т.к. меня могут отвергнуть».

4. Дайте определение понятиям

Альтруистические мотивации у детей –

Амбивалентность поведения –

Амбивалентность чувств –

Анализ -

Аналогия -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 3

 

Вариант 4

1. Проблемы возраста, возрастной периодизации и развития детей в трудах Л.С. Выготского.

2. Опишите динамику развития самосознания в процессе жизни (содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческих проявлений).

3. Вставьте пропущенные слова

1. Отрасль психологии, исследующая развитие психики человека и ее особенностей на протяжении всей жизни, от рождения до смерти: _______________________

2. Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка: _____________________________________

3. Метод детального сбора данных о поведении и истории жизни отдельного человека в течение продолжительного периода времени: _____________________________________________________________

4. Метод исследования психических феноменов среди человеческих сообществ, находящихся на разных культурно-исторических уровнях развития, что позволяет выделить роль этнических, культурных факторов развития: _________________________________________________

4. Дайте определение понятиям

Анимизм –

Астения –

Аффект неадекватности –

Барьер психологический –

Безусловный рефлекс -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 4

 

Вариант 5

1. Значение кризисов в развитии детей. Опишите кризисы первого года жизни, трёх лет, семи лет.

2. В чем сходство и различие подростков, живущих в разных странах. Поясните свою позицию, подкрепляя фактами.

3. Охарактеризуйте значение и влияние биологического и социального факторов на психическое развитие человека, используя данный пример. Что повлияло на особую линию развития представительницы племени гуайкилов?

Французский этнограф Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое — что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи — меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару так же, как многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами — они поспешно уходили при приближении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, забытая впопыхах двухлетняя девочка. Виллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этнографом, владеющим тремя языками.

4. Дайте определение понятиям

Биогенетический закон –

Бондинг –

Бравада –

Вальдорфская школа -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 5

 

Вариант 6

1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже, стадии интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже.

2. Приведите примеры кризисного поведения (кризис подростка, середины жизни), используя литературные произведения. Обоснуйте приведенные примеры.

3. Подберите методики и выявите уровень познавательной активности в раннем детстве или ранней юности.

4. Дайте определение понятиям

Взаимодействие межличностное –

Внимание –

Внутренняя позиция –

Внушаемость –

Возраст -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 6

 

Вариант 7

1. Сравните развитие ребенка в младенческом возрасте и развитие ребенка в раннем возрасте. Составьте сравнительную таблицу по основным параметрам.

2. Определите поведенческие проявления познавательной активности в раннем детстве и юности.

3. Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четверень­ках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна примерно восьми, другая — полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая — Амала — умерла через год. Старшая — Камала — прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела — с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов.

4. Дайте определение понятиям

Возраст психологический –

Возраст умственный –

Возраст физиологический –

Возраст хронологический (паспортный) –

Возрастная группа –

Возрастная норма -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 7

 

Вариант 8

1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Приведите показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению. Составьте картотеку методик, изучающих психологическую готовность дошкольника в школе.

2. Подберите методики и выявите уровень познавательной активности в раннем детстве или ранней юности.

3. Аргументируйте различия между понятиями идентификация и идентичность. Какое из этих понятий первично? Авторы каких периодизаций возрастного развития оперируют этими понятиями? Подберите методики для изучения идентичности личности в разных возрастных периодах.

4. Дайте определение понятиям

Возрастные новообразования –

Возрастные особенности –

Воля –

Воображение –

5. Разработайте презентацию темы лекции № 8

 

Вариант 9

1. Младший школьный возраст, его структура и динамика. Подберите методики для изучения мотивов и мотивации у детей младшего школьного возраста

2. Приведите примеры ненормативности поведения в младенческом и старческом возрасте. Объясните причины такого поведения.

3. Проанализируйте периодизацию З.Фрейда и заполните таблицу.

Стадия развития Возрастные границы Зона либидо Развивающаяся сфера психики Формирующиеся личностные свойства
         

4. Дайте определение понятиям

Воспитание –

Воспитание в условиях жестких взаимоотношений –

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности –

Восприятие -

5. Разработайте презентацию темы лекции № 9

 

Вариант 10

1 Развитие детей в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Приведите проявления данного кризиса. С помощью каких методов мы можем его выявить?

2. Какова динамика развития характера взаимоотношений со сверстниками (людьми своего возраста) в жизни человека.

3. Опираясь на теоретические знания периодизации психического развития Ж.Пиаже, заполните таблицу.

Стадии интеллектуального развития Возрастные границы Особенности детского мышления
     

4. Дайте определение понятиям

Высшие психические функции –

Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка –

Геронтопсихология –

Гиперопека –

Гиперпротекция доминирующая -

5. Разработайте презентацию темы «Особенности проявления тревожности у детей»

Вариант 11

1. Психологические особенности и развитие человека в юности. Проблема кризиса идентичности в юношеском возрасте. С помощью каких методик и методов можно выявить кризис идентичности в юношеском возрасте?

2. В чем должна заключаться помощь пожилым людям. Обоснуйте ответ, исходя из понимания особенностей людей данного возрастного периода.

3. Поясните следующее высказывание: «человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает» (Т. Манн). О каком явлении здесь идет речь? Поясните следующее высказывание: «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (Спиноза).

4. Дайте определение понятиям

Гиперпротекция потворствующая –

Готовность к школе психологическая –

Движения выразительные —

5. Разработайте презентацию «Психологические особенности детей раннего детства»

 

Вариант 12

1. Задачи развития в период ранней взрослости (20-40 лет), психологические особенности данного возраста и средней взрослости (40-60 лет). Сравните их. Составьте сравнительную таблицу.

2. Насколько достоверны произведения Киплинга «Маугли» и «Тарзан» с точки зрения влияния факторов среды на психическое развитие ребенка. Докажите свою точку зрения.

3. Вставьте пропущенные слова

 Метод изучения психического развития одних и тех же детей в течение длительного времени, с целью анализа динамики отдельных изменений: _______________________________________________

Процесс индивидуального развития человека: ________________

Процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом: ______________

Процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции: ___________________

Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека: ________________

Процесс развития природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия: ______________________________

4. Дайте определение понятиям

Движущие силы психического развития –

Девиантное поведение –

Дезадаптация школьная –

Делинквентное поведение –

Демонстративное поведение -

5. Разработайте презентацию на тему «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

 

Вариант 13

1. Поздняя взрослость (60 лет и выше), Задачи развития и психологические особенности человека в этом возрасте и старость. Сравните особенности и задачи данных возрастов. Составьте сравнительную таблицу.

2. Подберите методики и определите поведенческие проявления неадекватно завышенной самооценки в поведении молодого человека и младшего школьника.

3. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.

1. В исследованиях философов и психологов Нового временинаметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые получили названия_________ и ___________

2. Тип развития, при котором развитие при­равнивается к процессам созревания и роста, к реализации наслед­ственной программы поведения независимо от воспитания, обучения и сознательной деятельности человека называют ______________. Такой тип развития Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».

3. Человек есть то, что делает из него его окружение, среда. Это направление в американской психологии, отождествляющее понятие развития с понятием_________называется __________ Его ведущие представители __________________________________

4.э Внутренний фактор психического развития, то есть ___________________человека, его ______________ является важнейшим показателем саморазвития личности.

5. В соответствии со своей теорией З.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения _________ по разным _________

6. Идентичность по Э.Эриксону - этонабор черт или индивидуальных характеристик, кото­рый делает человека ___________

7. Эгоцентризм, по мнению Ж.Пиаже выражается через следующие феномены:_______________________________________________.

8. По мнению Л.С.Выготского главное различие между низшими, элементарными психическими функциями и высшими психическими функциями состоит в __________________________________

9. Необходимыми условиями развития ребенка, по Выготскому, являются ___________и __________. Движущей силой психического развития —_____________. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал ______________________ребенка взрослому.

10. Последователи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин подтвердили идею о том, что психическое развитие ребенка осуществляется не как процесс его биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом в ходе ____________________________ самого ребенка.

4. Дайте определение понятиям

Демонстративность –

Депривация –

Детская психология –

Детская субкультура –

Детство -

5. Разработайте презентацию на тему «Особенности детей подросткового возраста»

 

Вариант 14

1. Роль среды в развитии детей и проблема детско-родительских отношений. Особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка.

2. Подберите методики и определите уровень и характер самооценки молодого человека.

3. Доказательством каких важнейших предпосылок развития психики человека является опыт, проведенный зоопсихологом Н.Н.Ладыгиной-Котс?

Советский зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разнообразные человеческие вещи и игрушки, и приемная «мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировали в дневнике.

Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения.

При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освобо­дить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правиль­ному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако он то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую «практику», Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — американскими супругами Келлог.

4. Дайте определение понятиям

Деятельностный подход –

Деятельность ведущая –

Диагностика развития –

Дидактогения (школьные неврозы) -

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности младенцев»

 

Вариант 15

1. Агрессия в поведении подростков. Коррекция агрессивного поведения подростков. Подберите методы и методики исследования подросткового агрессивного поведения.

2. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

-Почему теория наследственности так распространена среди родителей?

- Назовите возможные причины описанного поведения детей.

3. Задача 1. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?

Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».

Задача 2. Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития?

Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».

4. Дайте определение понятиям

Динамический стереотип –

Дошкольный возраст –

Дружба –

Женевская школа генетической психологии –

Жизненный путь -

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности долгожителей»

 

Вариант 16

1. Умственное развитие детей в условиях депривации. Подберите методики для изучения.

2. Какова динамика развития мотивационно-потребностной сферы в возрастном развитии человека (основные потребностей, содержание мотивов, характер их проявления, уровень выраженности, и причины их обуславливающие; проявление направленности личности).

3. Охарактеризуйте развитие ребенка в младенческом возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), вид общения (по Лисиной), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Возрастной период Хронологические рамки Ведущая потребность возраста   Социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Вид общения Психологические Новообразования
Младенческий возраст            

4. Дайте определение понятиям

Задатки –

Задержка психического развития (ЗПР) –

Законы психического развития –

Зона актуального развития или действия -

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности людей пожилого возраста»

 

Вариант 17

1. Младший школьный возраст. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Виды психологической помощи

2. В чем обнаруживаются гендерные отличия в онтогенезе. Приведите примеры гендерных различий в каком-либо возрасте.

Гендер – это социальный пол, точнее психосоциальная роль, привязанная к физиологическому полу. Это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола; это вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины

Категория гендера непостоянна, так как исторически и культурно изменяется. То, что вкладывается в содержание выражения «быть мужчиной» или «быть женщиной», изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических и религиозных групп.

Маскулинность и феминность – это, с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой – социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Единство переживаний и поведения человека как представителя пола не обеспечивается влияниями только с одной или только с другой стороны, требуется интеграция природного и социального.

С. Бем выделяет маскулинные и феминные черты. Маскулинность: верящий в себя, склонный защищать свои взгляды, независимый, атлетичный, напористый, сильная личность, аналитичный, склонный к риску, быстрый в принятии решений, самодостаточный, властный, имеющий собственную позицию, агрессивный, склонный вести за собой, индивидуалист, имеющий дух соревнования, амбициозный.

Феминность: умеющий уступать, жизнерадостный, застенчивый, нежный, падкий на лесть, преданный, умеющий сочувствовать, заботящийся о людях, понимающий других, сострадающий, способный утешить, теплый, сердечный, мягкий, доверчивый, инфантильный, спокойный.

3. Задание 1. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте. Заполните таблицу «Динамика речевого развития». По какой причине может происходить задержка речевого развития ребенка?

Возраст

Речевое поведение

Развитие понимания речи (пассивная речь) Развитие предречевых вокализаций ребенка (активная речь)
     

Задание 2. Сравните по самостоятельно выделенным характеристикам следующие виды общения: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

4. Дайте определение понятиям

Зона ближайшего развития –

Зрелость –

Зрелость школьная –

Игра детская –

Игра процессуальная –

Игра режиссерская –

Игра с правилами –

Игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) –

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности людей старческого возраста»

 

Вариант 17

1. Диагностика эмоционально-личностных особенностей у детей дошкольного младшего школьного возраста. Подберите методики для изучения.

2. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о влиянии профессиональной деятельности на особенности психического развития взрослого человека.

3. Решите задания:

Задание 1. Заполните таблицу сопоставления кризисов:

Характеристики Причины возникновения Особенности проявления
Кризис Новорожденности    
Кризис 1 года    

Задание 2.    Вставьте пропущенное(ые) слово(а):

1. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас________, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

2. ____________рефлексы получены ребенком от животных предков, большинство из них угасают уже в первое полугодие.

3. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о ___________ (силе или слабости?) новорожденного. Это обеспечивает _________

4. В противоречии между _____________заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

5. Центральным психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение __________________

6. В состав комплекса оживления входит _________________________

7. Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в ________________, но и _________________________

8. Специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — это ситуация ______________________

9. Ведущая деятельность младенческого пе­риода — это __________________.(по Д.Б. Эльконину).

10.  В 1-ом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается ______________общение (по М.И.Лисиной).

11. «Акт хватания» первоначально организуется _________________

12. Во 2-м полугодии возникает ______________________общение (по М.И.Лисиной).

13. В 6-7 месяцев у ребенка складываются простые _______________ действия с предметами, а к 9-10 месяцам малыша начинает привлекать не только действие, но и _________________предметов___________________

14. Повышение собственной активности ребенка приводит к формированию переживания ребенком себя как субъекта________________и субъекта ___________________

15. К концу 1-го года жизни складывается так называемая ________________речь.

16. Основное противоречие кризиса 1 года проявляется в _______________

17. Поведенческим симптомом появления кризиса является появление _________________________________

4. Дайте определение понятиям

Идеалы –

Идентификация –

Избирательное предпочтение –

Импульсивность -

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности юношеского возраста»

 

Вариант 18

1. Факторы риска в психическом развитии детей младенческого и подросткового возраста. Составьте сравнительную таблицу.

2. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о роли учебной деятельности в развитии младшего школьника.

3. Опишите динамику сексуального развития человека в процессе жизни. Составьте сравнительную таблицу.

4.  Дайте определение понятиям

Индивид –

Индифферентный стиль родительского поведения –

Инициативность –

Инстинкт -

5. Разработайте презентацию темы «Психологические особенности раннего зрелого возраста»

 

Вариант 19

1. Приведите примеры пословиц и поговорок (не менее 5), связанных с возрастными особенностями человека и дайте их интерпретацию. Опишите возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека.

2. В чем специфика методов изучения личности в различные возрастные периоды (детство, взрослость). Чем обусловлен выбор методов диагностики в возрастной психологии?

3. Решите задачи:

Задача 1. Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?

Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.

Задача 2. В некоторых семьях во время бодрствования детей сажают на диван, обкладывая подушками. Полезна ли данная организация бодрствования для ребенка и почему? Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях.

4. Дайте определение понятиям

Интеллект –

Интериоризация –

Интернальность –

5. Разработайте презентацию темы «Разивтие самооценки у детей»

 

Вариант 20

1. Опишите динамику проявления потребности в признании в процессе онтогенеза.

2. Каковы поведенческие проявления гендерных различий в юности и зрелости?

3. Решите задачи:

Задача 2. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину данного явления

Задача 10. О каком поведенческом акте упоминается в данном примере. Миша (5 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на яркий волчок. Он тянется к нему ручками. 

4. Дайте определение понятиям

Комплекс оживления –

Конфликт –

Конформизм –

Коррекция психологическая –

Креативность -

5. Разработайте презентацию темы «Психокоррекция эмоционально-волевой сферы у подростков»

 

Вариант 21

1. Изобразительная деятельность и её значение в развитии детей.

2. Подберите методики и проведите диагностику уровня и характера потребности в общении на двух возрастных периодах.

3. Решите задачи:

Задача 1 Чем объяснить поведение ребенка?

  Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.

Задача 2. Какое психологическое новообразование младенческого возраста определяет данное поведение?

А) Валя (10 мес.) тянется рукой к светильнику. Мама поднимает ее вверх, она трогает рукой светильник. После этого случая Валя постоянно тянется к светильнику. В ответ на слова мамы: «Валя, где лампа?» - она не только смотрит на светильник, но и протягивает к нему ручку. Мама поощряет: «Молодец, правильно показала лампочку».    

Б) Валя (4 мес.) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушки и пластмассовые яркие зверята. Смотрит на игрушку, начинает радостно двигать ногами и руками. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на яркую игрушку, Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. Затем ощупывает игрушку пальцами. На несколько секунд рука охватывает игрушку целиком.

4. Дайте определение понятиям

Кризисы возрастные –

Культурно-историческая теория развития –

Леворукость –

Лживость -

5. Разработайте презентацию темы «Психокоррекция познавательной сферы младших школьников»

 

Вариант 22

1. Психическое развитие ребенка в изменяющемся обществе

2. Каковы поведенческие проявления потребности в общении в старости и молодости? Чем могут быть определены различия в этих поведенческих проявлениях?

3. Решите задачи:

Задание 1. Докажите, что наследственные особенности и врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития организма.

Задание 2. Докажите, сто ситуативно-личностное общение со взрослым является основной формой общения младенца 2-6 месяцев?

4. Дайте определение понятиям

Лидер –

Литическое развитие –

Личностный подход –

Личность –

Локус контроля –

Лонгнтюдное исследование –

5. Разработайте презентацию темы «Психологическая помощь при кризисе среднего возраста»

 

Вариант 23

1. Условия нормальной социализации ребенка в обществе.

2. В исследованиях выяснено, что в группе статус ребенка разный: всегда выделяются «звезды» и «непопулярные». Зависят ли притязания ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

3. Решите задачи:

Задача 1. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились?

Задание 2. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?

         Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».  

4. Дайте определение понятиям

Развитие –…

Кризис развития –…

Период развития –…

Факторы развития –…

Движущие силы развития –…

5. Разработайте презентацию темы «Развитие личности в молодости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентации»

 

Вариант 24

1. Возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека.

2. Каковы пути преодоления кризисных состояний (на примере 2-3 кризисов).

3. Решите задачу:

Задача 1. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились?

Бон (4; 0).

- «Посмотри на все эти бутылочки. Чего не хватает, если бы мы захотели выпить воду?

- Стаканов.

- Хорошо, вот здесь много стаканов (ставят их на стол). По­ставь эти стаканы сюда, но столько же, сколько бутылок, по стакану на бутылку.

(Берет 12 стаканов, но ставит их так плотно, что б бутылок образуют более длинный ряд.)

- Где больше всего?

- Здесь (бутылки).

- В таком случае поставь по стакану к каждой бутылке.

(Расставляет 12 стаканов в ряд такой же длины, что и ряд из 6 неплотно стоящих бутылок.)

-  Поровну?

- Да.

(Бутылки еще больше отдаляют друг от друга).

- Одинаково стаканов и бу­тылок?

- Да. (Но при этом он немного раздвигает стака­ны.)

(Снова разуплотняют бутылки.)

- Здесь мало (12 стаканов), здесь много (6 бутылок)».

Гол (4; 0).

Начинает с переливания содержимого каж­дой бутылки в стакан. Дойдя до 4-й бутылки, он непроиз­вольно вскрикивает, увидев, что ему не удается привести в соответствие 6 бутылок и 12 стаканов.

- «Бутылок немного.

- В таком случае можешь убрать стаканы. (Останавливается на 7 стаканах для 6 бутылок, уплотняя немного стаканы.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

(Ставят стаканы перед каждой бутылкой, и тогда обнаруживается, что один стакан остался без бутылки.)

- Нужно взять еще одну бу­тылку. (Дают ему бутылку.)

- А теперь хорошо?

(Гол упорядочивает предметы таким образом, что первая бу­тылка соответствует второму стакану и т. д. до 7-й бутылки, у которой нет соответствующего стакана.)

- Нет, здесь не хватает стакана, а здесь есть стакан, у которого нет бутыл­ки.

- И что же нужно сделать?

- Нужно взять еще бутылку и стакан (ему их дают, но он ставит их друг перед другом и вновь не может установить соответствие)».

Кар (5; 2).

- «Сделай так, чтобы у каждой бутылки был свой стакан.

(Ребенок берет все стаканы, затем часть убирает, оставляет 5 штук и старается привести их в соответствие с 6 бутылками, разуплотняя их так, чтобы составить ряд та­кой же длины.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- Совершенно одинаково?

- Да.  (Тогда б бутылок ставят более плотно перед 5 стаканами, так что оба ряда оказы­ваются разной длины.)

- Одинаково стаканов и бутылок?

- Нет.

- Почему?

- Бутылок мало.

- Больше стаканов или больше бутылок?

- Больше стаканов (он их немного уп­лотняет).

- Сейчас стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- А почему ты так сделал?

- Потому что так получается мало».

4. Дайте определение понятиям

Любознательность –

Манипуляция предметная –

Метод –

Метод поперечного среза –

Метод продольного среза –

Методы возрастной психологии —

5. Разработайте презентацию темы «Пренатальное развитие. Психологический аспект рождения. Новорожденность как критический период. Особенности психической жизни новорожденного. Новообразования новорожденности. Психологическая характеристика младенчества»

 

Вариант 25

1. Игровая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка.

2. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о роли общения в развитии личности подростка.

3. Решите задания:

Задание 1. Приведите примеры ненормативности в зрелом возрасте.

Задание 2. Приведите примеры психосоматических и соматопсихологических расстройств в онтогенезе.

Задание 3. Опишите динамику проявления потребности в общении в онтогенезе.

Задание 4. Как влияют особенности политического строя, социально-экономические условия на возрастные проявления.

4. Дайте определение понятиям

Мировоззрение –

Младенчество —

Мотив –

Навык –

Наказание –

Намерение –

Направленность личности –

Настойчивость –

5. Разработайте презентацию темы «Возрастная периодизация психического развития, ее различные вариации в разные периоды становления общества»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: