История зарубежной литературы конца 19- начала 20 веков
Занятие семинарского типа № 1. Жизнь и творчество Бодлера.
1. Поэзия Бодлера. Сборник «Цветы зла». Структура. Смысл названия.
2. Тема красоты и смерти. Метафоры и символы в поэзии Бодлера.
3. Анализ отдельных стихотворений («Альбатрос», «Падаль», «Красота»,
«Соответствия», «Гимн Красоте», «Слепые» и др.).
4. Суд над книгой «Цветы зла». Трагическая смерть Бодлера.
Занятие семинарского типа № 2. Личность и поэзия Артюра Рембо.
1. Стихотворение «Гласные».
2. «Пьяный корабль».
Занятие семинарского типа № 3. Творчество Рембо и Верлена.
1. Дружба Рембо и Верлена. Поэзия Поля Верлена.
2. Программное стихотворение Верлена «Поэтическое искусство».
Занятие семинарского типа № 4. Рёскин и Пейтер.
1. Теории Джона Рескина и Уильяма Пейтера.
2. Идеализация средневековья. Пересмотр значения эпохи Возрождения.
3. Культ красоты. Разное отношение Рескина и Пейтера к проблемам морали.
Занятие семинарского типа № 5. Прерафаэлиты.
1. Деятельность п р е р а ф а э л и т о в. Поэзия и живопись Россети, Миллеса, Ханта
и других.
2. Эстетические взгляды Оскара Уайльда. Статьи о литературе («Упадок лжи»,
«Кисть, перо и отрава», «Истина масок», «Критик Как художник»).
Занятие семинарского типа № 6. Творчество Уайльда.
1. Художественные произведения Оскара Уайльда.
2. Роман «Портрет Дориана Грея». Сказки. Драма «Саломея».
3. Мифологические и литературные источники «Портрета».
4. Тема искусства и красоты. Мир театра.
5. Поэтика прерафаэлитов и ее отражение в романе «Портрет».
6. Анализ финальной сцены. Авторская позиция.
7. Разные прочтения романа (А.Аникст, Д.Урнов).
8. Проблема соотношения эстетики Уайльда и его художественного творчества.
Занятие семинарского типа № 7. Творчество Золя.
1. Роман «ЖерминиЛассерте» - первое
2. Произведение натурализма во Франции.
3. Творчество Эмиля Золя.
4. Работа Золя «Экспериментальный роман».
5. Требование научности и объективности.
6. «Ругон-Маккары» Золя. Замысел и структура.
7. Место романа «Жерминаль» в системе цикла «Ругон-Маккары».
8. Натуралистические черты в романе «Жерминаль» (описательность, роль
физиологической детали, постановка проблемы наследственности, изображение
забастовки как стихийного начала).
9. Характер символики в романе «Жерминаль» (образы Шахты, мифологизм финала,
смысл названия).
№ 8. Группа «Парнас» и творчество Франса.
1. Группа «Парнас» и творчество Франса. Отношение Франса к культуре
Просвещения.
2. Роль Вольтера в формировании его скептицизма.
3. Жанровые особенности романов Анатоля Франса.
4. «Остров пингвинов» - сатирико-фантастический философский роман.
5. Позднее творчество Франса и его роман «Боги жаждут».
№ 9. Анатоль Франс.
1. Изображение Великой Французской революции в романе.
2. Исторические деятели Марат и Робеспьер - трагические, а не героические
личности.
3. Особенности иронии Анатоля Франса
4. Античные мотивы в романе «Боги жаждут». Миф об Оресте и его функция. Образ
Бротто, его биографичность.
5. Философия Эпикура и Лукреция в тексте романа.
№ 10. Особенности немецкой литературы конца 19 века.
1. Особенности немецкой литературы конца 19 века.
2. Творчество Генриха Манна. Роман «Верноподданный»
3. Роль идей декаданса в раннем творчестве Томаса Манна
4. Увлечение Томаса Манна философией Ницше и Шопенгауэра.
5. Тема искусства в рассказах «ТониоКрегер», «Тристан», «Луисхен» и других.
6. Новелла «Смерть в Венеции». Образ писателя фон Ашенбаха.
7. Символы декаданса. Город Венеция как центральный символ.
№ 11. Роман «Будденброки».
1. Роман «Будденброки». Жанровая характеристика (исторический роман, семейная
хроника, философский роман).
2. Идеи Ницше и Шопенгауэра в романе «Будденброки».
3. Женские персонажи романа «Будденброки».
4. Томас и Тони Будденброк.
5. Смерть юного Ганно как символ наступления новой эпохи.
№ 12. Общие особенности «новой драмы».
1. Общие особенности «новой драмы».
2. Соотношение образа и проблемы в «новой драме»
3. Кризис европейского театра в конце 19 века.
4. Творчество Генрика Ибсена.
5. Ранние драмы «Бранд» и «Пер-Гюнт»
№ 13. Романтизм и символизм в творчестве раннего Ибсена.
1. Романтизм и символизм в творчестве раннего Ибсена.
2. Период социально-психологической пьесы («Привидения», «Столпы общества»,
«Враг народа» и другие).
3. «Кукольный дом». Новаторство в решении сюжета и конфликта.
4. Нора и Хельмер. Роль дискуссии. Особенность концовки.
5. Второстепенные персонажи (Крогстад, Кристина, доктор Ранк).
№ 14. Философские взгляды и театральная эстетика Бернарда Шоу.
1. Философские взгляды и театральная эстетика Бернарда Шоу.
2. Шоу о творчестве Ибсена и Чехова.
3. Творческая переработка античного мифа в драме «Пигмалион».
4. Особенности диалога в «Пигмалионе».
5. Образы Элизы Дулиттл и ее отца.
6. Тема науки и образ Хиггинса
7. Фабианское общество и творчество Бернарда Шоу.
8. «Дом, где разбиваются сердца» как драма-дискуссия.
9. Проблема интеллигенции и ее решение в «Доме, где разбиваются сердца».
10. Парадокс - основной прием Шоу-драматурга.
11. Смысл названия и подзаголовка.
12. Отношение Шоу к русской культуре.
13. Понимание им творчества Толстого и Чехова.
№ 15. «Литературные прегрешения Фенимора Купера» - спор Твена с романтизмом.
1. «Литературные прегрешения Фенимора Купера» - спор Твена с романтизмом.
2. Ранние рассказы. Особенность юмора.
3. Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» -
классика американской литературы.
4. Образы обывателей и образы детей в этих романах.
5. Традиции «черного юмора» и юмор Твена.
6. Река Миссисипи - символический образ свободы.
7. Тема расовых отношений и ее психологический аспект в романе «Приключения
Гекльберри Финна».
8. Марк Твен и Гарриет БичерСтоу о расовой дискриминации
№ 16. Биография и творческий путь Джека Лондона.
1. Биография Джека Лондона. Путешествие на Аляску.
2. Роль социалистических идей в жизни и творчестве Джека Лондона.
3. Северные рассказы Джека Лондона («Белое безмолвие», «Закон жизни», «Любовь к
жизни» и другие).
4. Влияние идей Ницше и Спенсера на раннего Джека Лондона.
5. Автобиографический роман «Мартин Иден».
6. Тема искусства в романе. Тема любви и ее решение.
7. Обсуждение теорий Дарвина и Спенсера в тексте романа «Мартин Иден»
8. Причины самоубийства героя (впоследствии и автора).
№ 17. Теодор Драйзер - основатель жанра социально-психологического романа в США.
1. Теодор Драйзер - основатель жанра социально-психологического романа в США.
2. Влияние идей позитивизма (Спенсера) на раннего Драйзера.
3. «Сестра Керри» с этой точки зрения.
4. Образ центральной героини. Проблема художественного воплощения особенностей
национального характера и национальной жизни в романе.
5. Образ Герствуда - большая удача Драйзера-романиста.
6. Психологизм в романе.
№ 18. Драйзер и Бальзак.
1. Драйзер и Бальзак.
2. Названия глав и их символический смысл.
3. Авторская позиция в романе «Сестра Керри».
4. Споры о романе. Проблема восприятия текста в Америке начала 20 века.
Вопросы к экзамену
1. Общая характеристика эпохи и литературы (Европа и США) конца 19 – начала 20
века.
2. Философские учения рубежа 19 – 20 века, оказавшие влияние на литературу.
3. Декаданс. Символизм. Основные черты.
4. Творчество Шарля Бодлера. Характеристика сборника «Цветы зла».
5. Тема смерти и красоты в поэзии Бодлера (на примере конкретных стихотворений).
6. Символизм во французской поэзии. Творчество А.Рембо.
7. Философия и эстетика Мориса Метерлинка.
8. Особенности театра Метерлинка на примере пьес «Слепые» и «Синяя птица».
9. Эстетика декаданса в романе Гюисманса «Наоборот».
10. Концепция личности в творчестве К. Гамсуна («Голод», «Пан»).
11. Черты декаданса в творчестве Андре Жида («Имморалист»).
12. «Новая драма» и ее представители.
13. Мировоззрение и эстетика Бернарда Шоу. Понятие «драмы-дискуссии».
14. Тема интеллигенции и ее решение в драме Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
15. Драматургические принципы Генрика Ибсена.
16. Принцип «трупа в трюме» в пьесе Ибсена «Кукольный дом».
17. Эстетизм в Великобритании. Идеи Джона Рескина и Уильяма Пейтера.
18. Статьи Оскара Уайльда о литературе.
19. Тема искусства и красоты в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
20. Мифологические мотивы в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
21. Специфика сказок Оскара Уайльда.
22. Философия позитивизма и эстетика натурализма.
23. Концепция «экспериментального романа» Эмиля Золя.
24. Цикл романов Золя «Ругон-Маккары».
25. Принципы натурализма в романе Э. Золя «Ругон-Маккары».
26. Золя о социалистическом движении в романе «Жерминаль».
27. Символы и мифологемы в романе Золя «Жерминаль». Смысл названия романа.
28. Изображение якобинской диктатуры в романе Анатоля Франса «Боги жаждут».
29. Критический реализм в европейской литературе конца 19 – начала 20 века.
30. Античная мифология и философия в тексте Анатоля Франса «Боги жаждут».
31. Проблема декаданса в творчестве раннего Томаса Манна (новеллы и роман
«Будденброки»).
32. Влияние философии Ницше на раннего Томаса Манна («Смерть в Венеции»).
33. Идеи Ницше и Шопенгауэра в романе Томаса Манна «Будденброки».
34. Образ Империи в творчестве Р.Киплинга (анализ 1 рассказа и 1 стихотворения по
выбору).
35. Концепция мира и человека в творчестве Д.Конрада («Сердце тьмы», «Лорд
Джим»)
36. Литература США рубежа 19 – 20 веков (общая характеристика).
37. Тема Америки в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
38. «Таинственный незнакомец» Марка Твена – притча о человеке.
39. Влияние идей Герберта Спенсера на Джека Лондона и Теодора Драйзера.
40. Автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден». Тема искусства в
романе «Мартин Иден».
41. Тема Американской мечты в творчестве Драйзера, Марка Твена и Джека Лондона
(сравнительный анализ).
42. Психологизм и авторская позиция в романе Теодора Драйзера «Сестра Керри».