История зарубежной литературы конца 19- начала 20 веков

История зарубежной литературы конца 19- начала 20 веков

 

Занятие семинарского типа № 1. Жизнь и творчество Бодлера.

1. Поэзия Бодлера. Сборник «Цветы зла». Структура. Смысл названия.

2. Тема красоты и смерти. Метафоры и символы в поэзии Бодлера.

3. Анализ отдельных стихотворений («Альбатрос», «Падаль», «Красота»,

«Соответствия», «Гимн Красоте», «Слепые» и др.).

4. Суд над книгой «Цветы зла». Трагическая смерть Бодлера.

Занятие семинарского типа № 2. Личность и поэзия Артюра Рембо.

1. Стихотворение «Гласные».

2. «Пьяный корабль».

Занятие семинарского типа № 3. Творчество Рембо и Верлена.

1. Дружба Рембо и Верлена. Поэзия Поля Верлена.

2. Программное стихотворение Верлена «Поэтическое искусство».

Занятие семинарского типа № 4. Рёскин и Пейтер.

1. Теории Джона Рескина и Уильяма Пейтера.

2. Идеализация средневековья. Пересмотр значения эпохи Возрождения.

3. Культ красоты. Разное отношение Рескина и Пейтера к проблемам морали.

Занятие семинарского типа № 5. Прерафаэлиты.

1. Деятельность п р е р а ф а э л и т о в. Поэзия и живопись Россети, Миллеса, Ханта

и других.

2. Эстетические взгляды Оскара Уайльда. Статьи о литературе («Упадок лжи»,

«Кисть, перо и отрава», «Истина масок», «Критик Как художник»).

Занятие семинарского типа № 6. Творчество Уайльда.

1. Художественные произведения Оскара Уайльда.

2. Роман «Портрет Дориана Грея». Сказки. Драма «Саломея».

3. Мифологические и литературные источники «Портрета».

4. Тема искусства и красоты. Мир театра.

5. Поэтика прерафаэлитов и ее отражение в романе «Портрет».

6. Анализ финальной сцены. Авторская позиция.

7. Разные прочтения романа (А.Аникст, Д.Урнов).

8. Проблема соотношения эстетики Уайльда и его художественного творчества.

Занятие семинарского типа № 7. Творчество Золя.

1. Роман «ЖерминиЛассерте» - первое

2. Произведение натурализма во Франции.

3. Творчество Эмиля Золя.

4. Работа Золя «Экспериментальный роман».

5. Требование научности и объективности.

6. «Ругон-Маккары» Золя. Замысел и структура.

7. Место романа «Жерминаль» в системе цикла «Ругон-Маккары».

8. Натуралистические черты в романе «Жерминаль» (описательность, роль

физиологической детали, постановка проблемы наследственности, изображение

забастовки как стихийного начала).

9. Характер символики в романе «Жерминаль» (образы Шахты, мифологизм финала,

смысл названия).

№ 8. Группа «Парнас» и творчество Франса.

1. Группа «Парнас» и творчество Франса. Отношение Франса к культуре

Просвещения.

2. Роль Вольтера в формировании его скептицизма.

3. Жанровые особенности романов Анатоля Франса.

4. «Остров пингвинов» - сатирико-фантастический философский роман.

5. Позднее творчество Франса и его роман «Боги жаждут».

№ 9. Анатоль Франс.

1. Изображение Великой Французской революции в романе.

2. Исторические деятели Марат и Робеспьер - трагические, а не героические

личности.

3. Особенности иронии Анатоля Франса

4. Античные мотивы в романе «Боги жаждут». Миф об Оресте и его функция. Образ

Бротто, его биографичность.

5. Философия Эпикура и Лукреция в тексте романа.

№ 10. Особенности немецкой литературы конца 19 века.

1. Особенности немецкой литературы конца 19 века.

2. Творчество Генриха Манна. Роман «Верноподданный»

3. Роль идей декаданса в раннем творчестве Томаса Манна

4. Увлечение Томаса Манна философией Ницше и Шопенгауэра.

5. Тема искусства в рассказах «ТониоКрегер», «Тристан», «Луисхен» и других.

6. Новелла «Смерть в Венеции». Образ писателя фон Ашенбаха.

7. Символы декаданса. Город Венеция как центральный символ.

№ 11. Роман «Будденброки».

1. Роман «Будденброки». Жанровая характеристика (исторический роман, семейная

хроника, философский роман).

2. Идеи Ницше и Шопенгауэра в романе «Будденброки».

3. Женские персонажи романа «Будденброки».

4. Томас и Тони Будденброк.

5. Смерть юного Ганно как символ наступления новой эпохи.

№ 12. Общие особенности «новой драмы».

1. Общие особенности «новой драмы».

2. Соотношение образа и проблемы в «новой драме»

3. Кризис европейского театра в конце 19 века.

4. Творчество Генрика Ибсена.

5. Ранние драмы «Бранд» и «Пер-Гюнт»

№ 13. Романтизм и символизм в творчестве раннего Ибсена.

1. Романтизм и символизм в творчестве раннего Ибсена.

2. Период социально-психологической пьесы («Привидения», «Столпы общества»,

«Враг народа» и другие).

3. «Кукольный дом». Новаторство в решении сюжета и конфликта.

4. Нора и Хельмер. Роль дискуссии. Особенность концовки.

5. Второстепенные персонажи (Крогстад, Кристина, доктор Ранк).

№ 14. Философские взгляды и театральная эстетика Бернарда Шоу.

1. Философские взгляды и театральная эстетика Бернарда Шоу.

2. Шоу о творчестве Ибсена и Чехова.

3. Творческая переработка античного мифа в драме «Пигмалион».

4. Особенности диалога в «Пигмалионе».

5. Образы Элизы Дулиттл и ее отца.

6. Тема науки и образ Хиггинса

7. Фабианское общество и творчество Бернарда Шоу.

8. «Дом, где разбиваются сердца» как драма-дискуссия.

9. Проблема интеллигенции и ее решение в «Доме, где разбиваются сердца».

10. Парадокс - основной прием Шоу-драматурга.

11. Смысл названия и подзаголовка.

12. Отношение Шоу к русской культуре.

13. Понимание им творчества Толстого и Чехова.

№ 15. «Литературные прегрешения Фенимора Купера» - спор Твена с романтизмом.

1. «Литературные прегрешения Фенимора Купера» - спор Твена с романтизмом.

2. Ранние рассказы. Особенность юмора.

3. Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» -

классика американской литературы.

4. Образы обывателей и образы детей в этих романах.

5. Традиции «черного юмора» и юмор Твена.

6. Река Миссисипи - символический образ свободы.

7. Тема расовых отношений и ее психологический аспект в романе «Приключения

Гекльберри Финна».

8. Марк Твен и Гарриет БичерСтоу о расовой дискриминации

№ 16. Биография и творческий путь Джека Лондона.

1. Биография Джека Лондона. Путешествие на Аляску.

2. Роль социалистических идей в жизни и творчестве Джека Лондона.

3. Северные рассказы Джека Лондона («Белое безмолвие», «Закон жизни», «Любовь к

жизни» и другие).

4. Влияние идей Ницше и Спенсера на раннего Джека Лондона.

5. Автобиографический роман «Мартин Иден».

6. Тема искусства в романе. Тема любви и ее решение.

7. Обсуждение теорий Дарвина и Спенсера в тексте романа «Мартин Иден»

8. Причины самоубийства героя (впоследствии и автора).

№ 17. Теодор Драйзер - основатель жанра социально-психологического романа в США.

1. Теодор Драйзер - основатель жанра социально-психологического романа в США.

2. Влияние идей позитивизма (Спенсера) на раннего Драйзера.

3. «Сестра Керри» с этой точки зрения.

4. Образ центральной героини. Проблема художественного воплощения особенностей

национального характера и национальной жизни в романе.

5. Образ Герствуда - большая удача Драйзера-романиста.

6. Психологизм в романе.

№ 18. Драйзер и Бальзак.

1. Драйзер и Бальзак.

2. Названия глав и их символический смысл.

3. Авторская позиция в романе «Сестра Керри».

4. Споры о романе. Проблема восприятия текста в Америке начала 20 века.

 

Вопросы к экзамену

1. Общая характеристика эпохи и литературы (Европа и США) конца 19 – начала 20

века.

2. Философские учения рубежа 19 – 20 века, оказавшие влияние на литературу.

3. Декаданс. Символизм. Основные черты.

4. Творчество Шарля Бодлера. Характеристика сборника «Цветы зла».

5. Тема смерти и красоты в поэзии Бодлера (на примере конкретных стихотворений).

6. Символизм во французской поэзии. Творчество А.Рембо.

7. Философия и эстетика Мориса Метерлинка.

8. Особенности театра Метерлинка на примере пьес «Слепые» и «Синяя птица».

9. Эстетика декаданса в романе Гюисманса «Наоборот».

10. Концепция личности в творчестве К. Гамсуна («Голод», «Пан»).

11. Черты декаданса в творчестве Андре Жида («Имморалист»).

12. «Новая драма» и ее представители.

13. Мировоззрение и эстетика Бернарда Шоу. Понятие «драмы-дискуссии».

14. Тема интеллигенции и ее решение в драме Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

15. Драматургические принципы Генрика Ибсена.

16. Принцип «трупа в трюме» в пьесе Ибсена «Кукольный дом».

17. Эстетизм в Великобритании. Идеи Джона Рескина и Уильяма Пейтера.

18. Статьи Оскара Уайльда о литературе.

19. Тема искусства и красоты в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

20. Мифологические мотивы в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

21. Специфика сказок Оскара Уайльда.

22. Философия позитивизма и эстетика натурализма.

23. Концепция «экспериментального романа» Эмиля Золя.

24. Цикл романов Золя «Ругон-Маккары».

25. Принципы натурализма в романе Э. Золя «Ругон-Маккары».

26. Золя о социалистическом движении в романе «Жерминаль».

27. Символы и мифологемы в романе Золя «Жерминаль». Смысл названия романа.

28. Изображение якобинской диктатуры в романе Анатоля Франса «Боги жаждут».

29. Критический реализм в европейской литературе конца 19 – начала 20 века.

30. Античная мифология и философия в тексте Анатоля Франса «Боги жаждут».

31. Проблема декаданса в творчестве раннего Томаса Манна (новеллы и роман

«Будденброки»).

32. Влияние философии Ницше на раннего Томаса Манна («Смерть в Венеции»).

33. Идеи Ницше и Шопенгауэра в романе Томаса Манна «Будденброки».

34. Образ Империи в творчестве Р.Киплинга (анализ 1 рассказа и 1 стихотворения по

выбору).

35. Концепция мира и человека в творчестве Д.Конрада («Сердце тьмы», «Лорд

Джим»)

36. Литература США рубежа 19 – 20 веков (общая характеристика).

37. Тема Америки в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

38. «Таинственный незнакомец» Марка Твена – притча о человеке.

39. Влияние идей Герберта Спенсера на Джека Лондона и Теодора Драйзера.

40. Автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден». Тема искусства в

романе «Мартин Иден».

41. Тема Американской мечты в творчестве Драйзера, Марка Твена и Джека Лондона

(сравнительный анализ).

42. Психологизм и авторская позиция в романе Теодора Драйзера «Сестра Керри».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: