Глава 2. Рынок как форма организации общественного хозяйства

ГЛАВА 2. РЫНОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА.

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА.

 

    Рыночные отношения в истории человечества складывались в течение нескольких тысячелетий. Они связаны с появлением обмена - при переходе от натурального хозяйства к товарному производству. Натуральное хозяйство известно как способ организации жизни людей, когда все необходимое для их существования, производилось ими же внутри этого замкнутого хозяйства вне связи с внешним миром. Товарное хозяйство, наоборот, является открытой хозяйственной системой, связанной с обменом.

    Необходимость обмена вызывается, прежде всего, общественным разделением труда, т.е. специализацией производителей. В чем значениеспециализации труда? Во-первых, специализация позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, которая наиболее подходит его способностям, что приводит к повышению производительности труда и улучшению качества продукции. Во-вторых, с ростом производительности труда увеличивается объем произведенной продукции, появляется ее излишек, который можно обменять на те продукты, которые сам человек уже сделать не в состоянии.

В-третьих, с приобретением опыта и квалификации, человек тратит на каждую единицу продукции все меньше и меньше времени, что способствует удешевлению продукции.      

Однако необходимость обмена автоматически не приводит к его появлению, а значит и рынку. Так, уже в условиях первобытнообщинного строя существовали зачатки разделения труда, например, по половому признаку: мужчины занимались охотой, добывали пропитание себе и всему племени, женщины – готовили еду, шили одежду, и даже дети участвовали в посильном труде. Но при этом никакого обмена не существовало, т.к. все добытое и произведенное было общей (общинной) собственностью. Поэтому должна существовать не только необходимость, но и возможность обмена.

    Таким образом, вторым важнейшим условием появления обмена и рынка, наряду с общественным разделением труда, является экономическое обособление производителей друг от друга на основе частной собственности. Только в этих условиях производители имеют право распоряжаться результатами своего труда. Значение частной собственности в истории человечества настолько велико, что требует отдельного и серьезного разговора за рамками данного учебного пособия.

    Потребность в обмене различными благами является чисто человеческой потребностью и отсутствует у других представителей животного мира, даже самых высокоорганизованных. Об этом с юмором писал великий английский экономист Адам Смит: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

    Какое определение лучше всего подходит к рынку? Для того чтобы лучше разобраться в его сущности, нужно сравнить два различных определения: традиционное и современное.

 Согласно традиционному определению, рынок - это конкретное место встречи покупателей и продавцов с целью обмена. Оно подходило к тому далекому уже времени, когда осенью крестьяне различных областей, например России, везли свой урожай на Ирбитскую или Нижегородскую ярмарку с целью ее продажи. То же самое относилось и к ремесленникам, которые свозили свою продукцию в специальное место, как правило, на городские площади, которые являлись центром торговли того времени.

Но постепенно, с развитием экономики потребность в конкретном месте встречи покупателей и продавцов исчезла. Сегодня, например, единственным подобным местом для заключения сделок между обеими сторонами является биржа как форма оптовой торговли. Но и на Западе в настоящее время она резко теряет свое значение, перестает быть эффективной формой рыночных отношений, особенно с появлением современных компьютерных технологий.

Поэтому обратимся ко второму, более современному определению рынка: рынок как многообразные формы и механизмы взаимодействия спроса и предложения, покупателей и продавцов, в результате которых формируются рыночные цены и осуществляется обмен. Это определение предполагает не только реально существующие формы взаимодействия, но и те, которые неизбежно возникнут в будущем.

 

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ РЫНКА.

 

Различают объекты и субъекты рынка. Рассмотрим их подробнее.

Объекты рынка – это то, по поводу чего возникают рыночные отношения между людьми. Их трудно перечислить из-за огромного количества. Можно назвать только несколько примеров: товары и услуги, ценные бумаги, рабочая сила, средства производства, недвижимость и т.д.

Субъекты рынка -  это те, кто вступают в отношения по поводу объектов рынка. Их всего три: домашние хозяйства, фирмы, государство.

Основные особенности домашних хозяйств как субъектов рынка:

во-первых,они являются собственниками каких - либо факторов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности);

во-вторых, они  самостоятельно принимают решения и делают выбор;

в-третьих, они стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей, т.е. получению максимума полезности от потребления экономических благ.

    Основные особенности фирм как субъектов рынка:

во-первых, они приобретают у домохозяйств факторы производства, необходимые им для производства экономических благ и их реализации с целью получения прибыли;

во-вторых, они самостоятельно принимают решения и делают выбор;

в-третьих, они стремятся к получению максимально возможной прибыли, т.е. к максимизации прибыли.

    Основные особенности государства как субъекта рынка:

во-первых, оно создает юридические и политические основы для функционирования рынка;

во-вторых, оно осуществляет контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов;

в-третьих, оно стремится к достижению общественных целей и удовлетворению общественных (коллективных) потребностей: в обороне, управлении, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п.

 

СХЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРУГООБОРОТА

 

 

 

    Таким образом, экономический кругооборот - это циркуляция или движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

 

ФУНКЦИИ РЫНКА.

                                                                      

Выделяют несколько основных функций рынка.

1. Информационая функция, согласно которой рынок является центром сбора самой разнообразной информации: об ассортименте и качестве товаров, ценах, издержках, конкурентах и пр.

2. Посредническая функция, когда рынок выступает посредником между двумя сферами - производством и потреблением и двумя субъектами – производителем и потребителем. При этом рынок обеспечивает не только прямые, но и обратные связи между ними.

3. Регулирующая функция, суть которой заключается в том, что рынок является важнейшим регулятором жизни общества, как экономической, так и неэкономической. Так, например, от состояния рынка зависит качество здоровья нации, количество заключаемых браков, уровень рождаемости и смертности населения и т.д.

4. Ценообразующая функция, т.е. именно на рынке под воздействием спроса и предложения происходит формирование равновесных рыночных цен, которые устраивают и продавцов, и покупателей.

5. Санирующая функция, когда рынок выступает своеобразным «санитаром», освобождая экономическое пространство от нерентабельных и слабых производителей и давая тем самым простор сильным и предприимчивым конкурентам.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНКА.

 

Рынок как любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Сначала рассмотрим его преимущества, т.к. именно они являются стимулами для перехода экономики к рынку.

1. Рынок в состоянии удовлетворить самые разнообразные человеческие потребности и в короткие сроки решить проблему дефицита. Это можно доказать даже на примере нашей, нерыночной еще экономики. Не прошло и первых пяти лет после начала перехода российской экономики к рынку, как проблема дефицита, которая существовала более 70 лет в условиях административной экономики, была решена. А за 25 последних лет было достигнуто то, что в советское время называлось «изобилием материальных благ» и приписывалось будущему светлому обществу, которое так и не было построено за все эти десятилетия.

2. Рынок предоставляет свободу выбора и действий производителям и потребителям, которые действуют на свой страх и риск.

3. Рынок эффективно распределяет экономические ресурсы и направляет их туда, где они больше всего нужны и приносят максимум отдачи.

4. Рынок является гибкой и высоко адаптируемой экономической системой, которая быстро реагирует на любые изменения окружающей среды.

5. Рынок способствует ускорению научно-технического прогресса, т.к. всегда заинтересован в применении всех его достижений и новшеств.

    Однако, наряду с преимуществами, рынок имеет серьезные недостатки, которые делают эту экономическую систему жесткой и социально несправедливой. Это своеобразная плата за те блага, которые рынок предоставляет с такой легкостью.

1. Рынок равнодушен к проблеме невоспроизводимости ресурсов. Например, если в обществе в данный момент возникнет потребность в экологически чистой мебели из особо ценных пород деревьев, то рынок сделает все возможное, чтобы ее удовлетворить, нисколько не заботясь о том, сколько времени потребуется на их воспроизводство, и что следующее поколение будет от этого страдать.

2. Рынок игнорирует негативные последствия принимаемых решений, например, загрязнение окружающей среды. И здесь только государство может мерами принуждения или стимулирования заставить или заинтересовать экономических субъектов быть ответственными за результаты своих действий.

3. Рынок подвержен нестабильности экономического развития: спады производства, кризисы, инфляция и безработица – это неизбежные спутники рынка.

4. Рынок не финансирует фундаментальную науку, в отличие от науки прикладной, которая приносит ему текущую прибыль. Фундаментальная же наука направлена на отдаленное будущее и потому неинтересна рынку, который живет настоящим днем.

5. Рынок не желает решать социальные проблемы. Он удовлетворяет только платежеспособные потребности и легко поворачивается спиной к тем, кто не может заплатить за необходимые им экономические блага. Поэтому он совершенно равнодушен к проблемам бедности, неравенства и социальной справедливости и занимается вопросами благотворительности, когда это приносит ему экономическую выгоду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: