Психология стресса. Сильнейшие факторы детского стресса

2. Психология стресса

Стресс — сложная комбинация физических причин, физиологических реакций и психологических последствий. Как правило, мы не можем воздействовать на стресс-фактор и на физиологию (хотя можем контролировать свою реакцию и правильно — с физиологической точки зрения — выходить из стресса). Однако для управления стрессом и смягчения его последствий наиболее важны психологические факторы.

 

Стресс повышает риск заболеваний, но не приводит к ним с неизбежностью. Одним из важнейших дополнительных факторов в комбинации со стрессом является тип личности. Личность типа А — доминантная, нетерпеливая, не умеющая разряжаться, является угрожаемой, и таким людям рекомендуется помощь психолога.

 

Вероятность развития депрессии также определяется в большей степени типом личности и перенесенными в детстве травмами, чем силой конкретного стресса. Ни один из факторов риска и никакая их комбинация не обрекают безусловно на развитие депрессии или иных недугов. Речь идет о заметно повышенной статистической вероятности.

 

Сильнейшие факторы детского стресса — депривация внимания и насилие. Последствия во взрослой жизни: повышенный уровень глюкокортикоидов и снижение активности передней коры головного мозга, сильная реакция на стресс, депрессии и склонность к суициду. Крайне редкий синдром — остановка роста.

 

Страшный пример — смерть или глубокая задержка развития брошенных детей. Ободряющий пример: недоношенные дети быстрее набирают вес и выписываются из роддома, если родителям разрешают находиться рядом, разговаривать и поглаживать.

 

Прикосновение — лучший способ снять стресс. Отсутствие физической близости — опасный стресс-фактор, особенно в период младенчества и роста. И наоборот, ласка, в том числе физическая, может компенсировать отрицательные последствия внутриутробного стресса.

 

Знаменитый эксперимент Харлоу доказал, что в материнской ласке младенец нуждается больше, чем в молоке: из двух манекенов, изображавших «мать» — одна металлическая, с бутылкой молока, другая с мягким туловищем, — маленькие макаки выбирали мягкую и теплую.

 

Из детства часто тянется и другая проблема: заученная беспомощность. Дети, которым внушают мысль об их бездарности, не могут учиться, но они быстро расцветают, попав к благожелательному наставнику. Такие состояния отмечаются и у взрослых людей при постоянном прессинге.

 

Тяжелейшими стрессорами для взрослого человека становятся утраты, горе, страх старости и смерти. Но и взрослому человеку помогает ласка, если не физическая, то словом. Одинокие люди хуже переносят горе и стресс. Наиболее тяжело переживается потеря супруга, поскольку горю сопутствует одиночество и страх смерти. Благополучно из такого стресса выходят люди, имеющие сеть поддержки и устойчивый статус.

 

Страх старости и смерти — комбинация физических проблем, психологических факторов и социальных стереотипов. Главный стереотип: в старости наступает ослабление умственных способностей, потеря знакомых, снижение качества жизни. Действительно, ослабевает память, зато улучшается стратегическое мышление. Замедляется реакция, но укрепляются социальные навыки. Негативные эмоции не так сильны и продолжительны, а позитивные впечатления сохраняются дольше, чем в юности. Заниженные ожидания дают обратный эффект: большинство стариков субъективно чувствуют себя «лучше среднего», поскольку ожидали худшего. И следует помнить, что продолжительный стресс, в том числе страх, запускает процессы старения, а сам страх смерти свойственен не всем культурам, а лишь ориентированным на успех.

 

Работая в Африке, Сапольски видел, как масаи обсуждают скорую смерть стариков, и сами старики спокойно это воспринимают. У автора это вызвало зависть и стресс, с которым он едва справился.

 

Свойственный конкурентному обществу страх старости и смерти побуждает к спортивным подвигам, упорной работе, даже сексуальным похождениям (доказательствам вечной молодости). Непомерные нагрузки подхлестывают стресс — еще один порочный цикл, усугубляемый страхом не справиться («Акела промахнулся»). Присоединяется угроза потерять контроль над ситуацией. Утрата контроля — сильнейший фактор стресса не только для человека, но и для крыс и даже для рыб. При отсутствии контроля стресс ведет к усвоенной беспомощности и депрессии.

 

Из-за потребности в контроле мы больше боимся полетов, чем поездок на автомобиле, хотя аварии на дорогах происходят гораздо чаще.

 

Неожиданность и непредсказуемость усиливают стресс — мы гораздо больше пугаемся внезапного звука, чем регулярного шума.

 

Бомбардировка Лондона происходила почти ежедневно. Пригороды бомбили редко. «Эпидемия» язвы желудка наблюдалась в пригородах.

 

Однако в некоторых случаях «чувство контроля» усиливает стресс, потому что предполагает вину. Так родители чувствуют себя виноватыми, что недоглядели за ребенком, и жертва насилия ищет причину в самой себе. В этом случае нужна помощь психолога: снять это чувство вины.

 

Основные способы смягчения стресса и его последствий

 

• Еда (но следует учитывать опасность заедания), питье, сосание.

• Дыхательные упражнения, нормализующие работу сердца и легких.

• Физические упражнения (но не перегибать палку).

• Хобби, отвлекающие занятия, чтение. Замечательная особенность человека — хобби может быть воображаемым.

 

Пленник или больной могут совершать в уме путешествия, писать книги, вспоминать прочитанное или увиденное — и не сойти с ума.

 

• Агрессия. У приматов наблюдается агрессия по отношению к низшим членам иерархии. Человек срывается на подчиненных, детях, домашних животных. Агрессия также повышает статус и потому снимает стресс, но повторные акты агрессии увеличивают риск заболеваний (не говоря уж об испорченных отношениях).

 

• Самый надежный антидот — ласка, утешение, социальная поддержка.

 

Стресс и аддикции (зависимости). Привыкание может вызывать сам стресс (сопутствующий гормональный фон, особенно выброс адреналина). Также привыкание вызывают разные способы «лечения» стресса — еда, алкоголь, никотин, наркотики. Порог аддикции: не когда от этого «хорошо», а когда без этого «плохо». Возникновение аддикции также зависит от типа и истории личности, детской депривации внимания. Аддикция может усиливать стресс (зависимый чувствует себя виноватым, утрачивает контроль, разрушаются социальные связи).

 

Многие зависимости возникают из приятного стресса — то, что доставляет удовольствие, приятное возбуждение, хочется повторять снова и снова.

 

Некоторые виды стресса неизбежны и не поддаются скорой разрядке. Утрата близких, разрыв отношений, разочарование в себе, крушение важных планов. Обычный процесс предполагает период оплакивания и затем выздоровления. Однако оплакивание может затянуться и перейти в депрессию, а состояние депрессии само по себе вызывает страх и чувство вины («Почему я не справляюсь?»). Важно знать, что до 20% людей хотя бы раз в своей жизни проходили через глубокую, требовавшую лечения депрессию. Тип личности является дополнительным фактором риска. Серьезный фактор риска — отсутствие социальных связей.

 

Понимание психологической природы стресса поможет прежде всего снять чувство вины и вернуть контроль. При повышенных личностных факторах риска лучше заранее обратится к психологу. И главное — приготовить себе прочную социальную сеть поддержки, чтобы перенести и утрату, и страх смерти, и разочарования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: