Модерн в декоративно-прикладном искусстве

Модерн в декоративно-прикладном искусстве.

Широка популяризация стиля модерн путем распространения реклам, плакатов, этикеток, вывесок, иллюстрированных и модных журналов, а так же массовое производство стекла, фарфора, тканей способствовало тому, что за малый срок существования он приобрел небывалую популярность в самых широких слоях, «окрасив» собой повседневный быт и создав иллюзию приобщения к искусству у многих никогда до этого над этим вопросом не задумавшихся людей.

Общепринятый «набор» декоративных мотивов и предметов прикладного искусства в интерьерах русского модерна роднил между собой скромные квартиры людей «среднего достатка» и жилые покои дворцов и богатых особняков, создавая иллюзию демократичности этого стиля. От таких элементов, как мебель, драпировки, декоративные лампы, часы, до общепринятого набора репродукций модных художников в «текучих» резных рамах – на всем лежала печать стиля модерн, терпкий привкус,в чем-то роднивший между собой массовые ремесленные образцы и произведения подлинного искусства.

Именно из-за повседневности не так уж много сохранилось «музейных», законченных образцов этого стиля в декоративно-прикладном искусстве. Ему была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость, поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение новой меди, эмали в отделку люстр и часов, мебели, каминов, посуды, женских украшений,- все это указывало на особенности характера стиля модерн.

Стремление к культуре деталей от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую целостность жизненной среды эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

Мебель

Стремление к стилевой целостности, к неразрывности архитектуры интерьера и его наполнения привело к выбору такой встроенной мебели, которая как бы появлялась из облицованных деревянными панелями стен, подчеркивая их пластику и сообщая пространству ту цельность, которая была одной из примет модерна. Не случайно образцы мебели проектировали не только архитекторами, создававшими эскизы интерьеров, но и художниками, начиная с Поленовой и Васнецова, Коровина и Головина и кончая Бенуа и Лансере, задававшими этой сфере прикладного искусства тот высокий художественный строй, который отличал выставочные экспозиционные образцы.

Более широко распространенными были изделия фабрики Ф. Мельцера, где орнаментальные мотивы «чистого» модерна с их криволинейными очертаниями трансформировались в рисунке спинок кресел, контуров стульев, столов, диванов. По мере массового распространения, упрощенные типичные для модерна формы мебели и надолго определили характер бытовых интерьеров дешевых квартир, надолго пережив свою эпоху.

Стекло и фарфор

Столь же «живучими» оказались формы многих предметов прикладного искусства, прежде всего стекла и фарфора. Здесь был в наибольшей степени замаскирован разрыв между уникальным и массовым (который сознательно стремилась сгладить эстетика модерна). Несмотря на качественное различие в материале и способах изготовления изделия Императорских фарфорового и стеклянного заводов (объединенных в 1890 году) сближало с продукцией частных фирм стремление к лаконичной форме изделий м к выявлению эстетических свойств материала. Огромные «тянутые» хрустальные вазы Императорского завода с их сверкающими шлифованными поверхностями и тончайшим ручным рисунком в стиле модерн оказывались внутренне родственными тем массовым стеклянным вазам с косо срезанным горлышком, которые стали непременной принадлежностью бытового интерьера в 1900-е годы и в последующие десятилетия.

Также большую роль в разработке стилистики модерна сыграла фирма Корнилова, фирма Кузнецова и мальцовские заводы в Гусь-Хрустальном и Дьякове.¶Синтетическая природа модерна сказывалась в фарфоровых и в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: