Античная наука

Возникновение науки

По вопросу о происхождении науки существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первойсчитают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что наука возникла в период, когда человек стал делать первые орудия труда. Сторонники другой относят происхождение науки к довольно позднему периоду (XV – XVIII вв.), когда появилось экспериментальное естествознание. Современное науковедение не дает однозначного ответа на этот вопрос, т. к. из разного понимания сущности науки вытекают различные даты ее возникновения:

1. если считать науку формой общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;

2. если понимать науку как всякое обобщенное знание и деятельность по производству этих знаний, то наука возникла в начале становления человеческой культуры;

3. если считать науку социальным институтом, то возникновение науки относится к Новому времени;

4. как система подготовки научных кадров наука возникла в середине XIX века;

5. как производительная сила наука возникла во второй половине ХХ века.

Различное время рождения имеют и конкретные науки. Так, математика возникла в период Античности, естествознание – в Новое время, общественные науки – в XIX веке. Для решения вопроса о появлении наук необходимо выделить критерии науки:

· наличие социального запроса на научные знания;

· выделение особой группы людей, занимающихся наукой;

· возможность накопления научных знаний (на основе письменности)

· разработка познавательных приемов (сравнение, доказательство, анализ).

Появление науки произошло в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. Этому способствовал ряд предпосылок, сложившихся в этом государстве:

1. у греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знания были доступны любому свободному гражданину, имеющему к ним интерес;

2. демократическая форма правления в государстве гарантировала гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.

Это способствовало развитию логического, рационального стиля мышления, необходимого для науки.

Греческая наука стала деятельностью по получению новых знаний. Ее цель можно определить как получение истины из интереса к ней. Греческая наука системна и рациональна.

Вместе с тем, у греков было пренебрежение к физическому труду, что привело к отсутствию эксперимента, невозможности использования научных достижений в производстве и для потребностей практики. Это определило в целом умозрительный характер греческой науки и оторванность ее от жизни.

Родоначальником греческой науки считаются Фалес и его ученик Анаксимандр, которые впервые выдвинули идею о единой материальной основе окружающего нас Мира и о развитии его из этой основе. Фалес считал, что такой основой является вода («из воды рождаются все вещи, и в нее превращаются при своем уничтожении»), Анаксимандр – неопределенное первовещество “апейрон”.

В Древней Греции возникли первые «научные программы»:

Математическая программа Пифагора. В ее основе лежит представление о том, что Космос – это упорядоченное выражение целого ряда сущностей, которые можно постигать различными путями. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил их в качестве первоосновы мира. Причем цифры не являются кирпичиками мира, а отражают количественные отношения действительности: движение небесных тел, пропорции тела человека и др.

Следующий шаг в формировании этой программы сделали софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Согласно этой теории, ум человека не просто пассивно отражает природу, но и накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который разделил всё бытие на две половины – мир вещей и мир идей. Мир идей имеет упорядоченную иерархическую структуру, а мир вещей как бы подражает ему. Творцом всего мира является Бог, созидающий его на основе математических закономерностей, которые и пытался сформулировать Платон.

Атомизм – вторая важнейшая программа античности, оказавшая огромное влияние на все последующее развитие науки. Основателями этой научной программы являются Левкипп и Демокрит. Согласно данной теории, в основе мироздания лежат неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не исчезает в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, уничтожение – распад атомов. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. В основе данного объяснения лежит механистическая причина – движение атомов. Атомизм оказал значительное влияние на физику Нового времени, основанную на механистическом подходе.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Пытаясь найти третий путь, возражая Демокриту и Платону с Пифагором, Аристотель выделяет четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» мир выступает как целостное, естественно возникшее образование, заключающее причины в себе самом. Это образование предстает перед человеком в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, проявляющуюся через изменяющуюся видимую сторону. Предметом науки, по Аристотелю, должно стать изучение неизменной, но познаваемой сущности мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: