Основные формы адаптации личности к новой социальной среде
Религиозный человек
Социальный тип личности
Эстетический человек
На каждом его жизненном отрезке силой, придающей ритм, настроения, переживания, выступает «душа». Все свои впечатления человек преобразует в деятельность, поведение. Эстет имеет малое отношение к наукам (за исключением наук о душе). Его способ познания природы не теоретический, а чувственный.
Эстетические ценности слабо связаны с экономическими. Эстетическое разрушается, если ему приписывается ценность иного порядка (техническая, моральная, ценность воспитания и др.). Эстетический человек не является общественным типом, он индивидуалист, его высшая форма эстетическо-социального отношения — эротика. Такой человек обладает интересом к власти, но не имеет механизма его реализации. Будучи по духовному складу индивидуалистом и аристократом, он занимает в политике либеральные или анархические позиции.
|
|
Организующий принцип социального человека — любовь в ее религиозном смысле или альтруизме. Эта любовь противостоит объективности науки, находится в напряженных отношениях с экономическими подходами, ценностями к жизни. Отношения между социальными и эстетическими ценностями, как правило, не сталкиваются, но и не взаимодействуют.
В политических ценностях социальный человек может найти себя только в патриархальных политических системах, где проявляется дух братства и любви. В современных режимах главенствует дух рационализма на основе правопорядка.
Наиболее близок социальному типу. В большей или меньшей степени религиозность присуща каждому человеку. Ядро религиозности — есть поиск высшей ценности духовного существования. Религиозный человек — это тот, чья деятельность постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего абсолютное удовлетворение ценностного переживания.
Важнейшая черта мотивации религиозного человека заключается в том, что он стремится включиться в высшую конечную систему ценностей. Систему, которая определяет не только его личную жизнь, но и сущность мира в целом.
В мировой социологии (Р. Мертон) особо выделяются следующие адаптационные типы.
В западном обществе этот тип распространен, когда степень стабильности общества высока, наблюдается соответствие социокультурных целей и институционализированных средств их достижения. Такой индивид является лояльным членом общества.
В России конформизм во многом имеет иное содержание: это приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие собственной позиции. Часто это просто беспринципность, человек с таким сознанием свои действия или бездействия объясняет жизненными обстоятельствами.