Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения
Можно утверждать, что семейные узы крепились сакральными долженствованиями, но наличие позитивных эмоциональных связей вызывает сильное сомнение. Об этом глухо свидетельствует библейское сказание о сыновьях Ноя:
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».[259]
К слову, именно это место из Священного Писания становится своеобразным оправданием будущей колониальной политики: в Новое время, когда европейцы проникли в Африку представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли. Хамиты — это племена, жившие в северной и северо-восточной Африке. Они отличались от негров. Но это не помешало и негров сделать рабами.
|
|
Нет прочной эмоциональной привязанности друг к другу и в самих детях. Так, например, узнать «что сделал над ним меньший сын» патриарх мог только от его братьев, и в этом доносительстве нет ничего удивительного: слишком многое стоит на карте, ведь одним предстоит получить все, другим — стать рабом рабов своих братьев: «вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы».[260]
В сказании о родоначальнике всех хамитских племен отражается драма семейного микрокосма, пусть и негласная, не выставляемая напоказ, но защищаемая со всей возможной свирепостью внутрисемейная иерархия.
Библейские свидетельства (Каин-Авель, Исав-Иаков)
Каин убивает Авеля за то, что своими дарами тот начинает угрожать его праву первородства (а значит, и его преимуществу при будущем разделе отцовского наследства): «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».[261]
Отцовского любимчика: («Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих <…> И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно»)[262] братья продают в рабство.
Ради отцовского наследства Иаков идет на одно из самых страшных преступлений против древних законов родового общества: «…Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть <…>, ибо я устал. <…> Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову».[263]
|
|
Разумеется, это не может не оставить раны в душе обманутого: «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего».[264]
Впрочем, и первенца далеко не всегда минует судьба изгоя. Отсутствие прочной эмоциональной привязанности между родоначальником и его домочадцами позволяет изгнать даже не подготовленного к самостоятельной жизни ребенка из дому вместе с его несчастной матерью (такова, например, судьба Измаила, рожденного Агарью, служанкой Сары, от Авраама).