Семья в утопических учениях
Соборное уложение 1649
Средние века и новое время
Распад Римской Империи уничтожает централизованный контроль государства над семьей. Но остается не менее жесткий, часто жестокий, контроль общины. Кроме того, функцию контроля обретает церковь.
Община и церковь регулируют:
— вопросы брака: этикет взаимоотношения полов (два раза прошел с девушкой по деревне — высылай сватов), брачный церемониал, экономику брака;
— контроль рождаемости,
— взаимоотношения супругов, включая вопросы супружеской верности;
— взаимоотношения детей и родителей;
— усвоение и приверженность системе общественных ценностей;
— вопросы опеки над сиротами
— и др.
Долгое время правовое положение главы рода и его домочадцев остается неизменным. Права родителя, правда, уже не простираются на самую жизнь детей, но юридический шлейф еще остается. Так, например, на Руси еще Соборное уложение 1649 года гласило:
«А будет который сын или которая дочь отцу своему или матери смертное убийство учинет с иными кем, и сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию безо всякия пощады. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме, приходити им в церковь божии, и у церкви божии объявити тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».[288]
|
|
При этом Уложение не выделяет умысла со стороны детей при убийстве родителей. В соответствии с традицией русского законодательства за убийство родителей дети карались смертью независимо от мотивов и фактических обстоятельств убийства. Законодатель как бы приравнивал его к душегубству, совершенному в церкви или на царском дворе.[289]
Таким образом, в европейской традиции социум всегда вмешивался в жизнь семьи. Семья была ограничена в своих возможностях — и прежде всего в возможностях социализации нового поколения.
Функция социализации была монополизирована им. Социум контролировал внутрисемейные отношения, властно вмешиваясь даже в такие деликатные сферы, как супружеская верность.
Отсюда неудивительно, в европейской культуре всегда была свойственна идея подчинения семьи не только моральным ценностям общины, но и политическим интересам государства. Более того, утопическая мысль склонялась к полному уничтожению института семьи.
Платон (вслед за Сократом, его учителем) проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые вообще не должны знать своих родителей.
|
|
В идеальном государстве Платона для стражей семья практически упраздняется. Брак — это только соединение мужчин с женщиной для рождения детей. Он увеличивает население, но не способен привести к образованию семьи. Браки должны втайне устраиваться правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими.
Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.