Античность. Семья в утопических учениях

Семья в утопических учениях

Соборное уложение 1649

Средние века и новое время

Распад Римской Империи уничтожает централизованный контроль государства над семьей. Но остается не менее жесткий, часто жестокий, контроль общины. Кроме того, функцию контроля обретает церковь.

Община и церковь регулируют:

— вопросы брака: этикет взаимоотношения полов (два раза прошел с девушкой по деревне — высылай сватов), брачный церемониал, экономику брака;

— контроль рождаемости,

— взаимоотношения супругов, включая вопросы супружеской верности;

— взаимоотношения детей и родителей;

— усвоение и приверженность системе общественных ценностей;

— вопросы опеки над сиротами

— и др.

Долгое время правовое положение главы рода и его домочадцев остается неизменным. Права родителя, правда, уже не простираются на самую жизнь детей, но юридический шлейф еще остается. Так, например, на Руси еще Соборное уложение 1649 года гласило:

«А будет который сын или которая дочь отцу своему или матери смертное убийство учинет с иными кем, и сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию безо всякия пощады. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме, приходити им в церковь божии, и у церкви божии объявити тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».[288]

При этом Уложение не выделяет умысла со стороны детей при убийстве родителей. В соответствии с традицией русского законодательства за убийство родителей дети карались смертью независимо от мотивов и фактических обстоятельств убийства. Законодатель как бы приравнивал его к душегубству, совершенному в церкви или на царском дворе.[289]

Таким образом, в европейской традиции социум всегда вмешивался в жизнь семьи. Семья была ограничена в своих возможностях — и прежде всего в возможностях социализации нового поколения.

Функция социализации была монополизирована им. Социум контролировал внутрисемейные отношения, властно вмешиваясь даже в такие деликатные сферы, как супружеская верность.

Отсюда неудивительно, в европейской культуре всегда была свойственна идея подчинения семьи не только моральным ценностям общины, но и политическим интересам государства. Более того, утопическая мысль склонялась к полному уничтожению института семьи.

Платон (вслед за Сократом, его учителем) проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые вообще не должны знать своих родителей.

В идеальном государстве Платона для стражей семья практически упраздняется. Брак — это только соединение мужчин с женщиной для рождения детей. Он увеличивает население, но не способен привести к образованию семьи. Браки должны втайне устраиваться правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими.

Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: