Общие подходы к определению

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Право на взимание налогов и сборов.

Монополия на легальное применение силы.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В политологии категория «государство» является одной из центральных, основных наряду с категориями «политика» и «власть».

Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин «стато».

Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.

В какой-то мере традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне. Ведь и сегодня в основе существующих определений государства лежат два ключевых признака:

1. Политическая форма организации общества, и в этом значении оно сближается (а в обиходе — сливается) с понятием самого общества, становится синонимом страны.

2. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти. В этом смысле он ассоциируется с «инструментом принуждения», «аппаратом насилия».

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой о государстве:

– «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и

– «Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры».

Но все же главный акцент делается на принуждении, на силе.

Вот еще несколько определений, взятых из литературы.

Государство – это «...особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[309]

«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».[310]

Поэтому нет ничего удивительного в том, что символом государства, как чего-то огромного и чудовищного, подавляющего личность и подчиняющего себе все отправления общественной жизни, стал образ библейского Левиафана, огромного морского зверя, которое описывается то ли как змей, то ли как дракон, то ли как гигантский крокодил. В книгах Ветхого завета[311] он фигурирует как пример непостижимости для человеческого ума божественного творения.

Этот образ был введен в научный оборот Томасом Гоббсом в его знаменитой книге, короткое название которой именно так и звучало: «Левиафан».




double arrow
Сейчас читают про: