Происхождение современного человека

Современные представления об эволюции

Синтетическая теория эволюции представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин «синтетическая теория» идет от названия книги известного английского эволюциониста Джулиана Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые, среди которых необходимо отметить прежде всего Четверикова, Тимофеева-Ресовского, Вавилова, Шмальгаузена, Дубинина, Холдейна, Хаксли, Фишера, Смпсона, Райта.

Основные постулаты синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом:

1. Материалом для эволюции служат, как правило, очень мелкие изменения наследственности – мутации. Мутационная изменчивость – поставщик материала для отбора – носит случайный характер.

2. Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование.

3. Наименьшей эволюционирующей единицей является популяция.

4. Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон (любая систематическая группа) может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию.

5. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.

6. Вид состоит из множества соподчиненных морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц – подвидов и популяций. Однако, известно немало видов с ограниченными ареалами, в пределах которых не удается выделить самостоятельные подвиды, а реликтовые виды могут состоять из единственной популяции. Судьба таких видов, как правило, недолговечна.

7. Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность видов поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при этом наблюдается обмен наследственным материалом.

8. Эволюция имеет ненаправленный характер, т.е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.

Синтетическая теория эволюции вскрывает глубинные механизмы эволюционного процесса, но все же находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Чарльзом Дарвином.

Антропогенез (эволюция человека) – исторический процесс эволюционного становления человека. Качественно отличается от эволюции других видов живых организмов, так как в этом процессе задействованы не только биологические, но и социальные факторы. Сложность антропогенеза определяется тем, что человек может рассматриваться как двусторонний объект живой природы. С одной стороны, он вышел из животного мира, с которым связан анатомически и физиологически, с другой – человек является объектом социальным и представляет собой совокупность всех общественных отношений.

Происхождение человека всегда было мировоззренческой проблемой, вокруг которой шла острая идеологическая борьба. Идеализм приписывал человеку сверхестественное происхождение, отрывая сознание от тела и считая его первичным. Идеалисты признают независимость тела и души, отделимость души от тела после смерти. Материалисты утверждают, что человек вышел из природы, оставаясь тесно связанным с ней, а человеческое сознание (мышление) не представляет собой какой-либо самостоятельной сущности.

Будучи связанным узами кровного родства с животным миром, человек имеет свою биологическую предысторию. Однако человек обладает качествами, отличающими его от животных. Эти отличия возникли под влиянием социальных факторов в процессе исторического развития человеческого общества.

Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и длительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между морфологической организацией и формирующимися элементарными способами «инстинктивно–трудовой» деятельности. Разрешением этого противоречия на базе естественного отбора вначале привело к изменению передних конечностей, затем к развитию коры больших полушарий головного мозга, и, наконец, к появлению сознания. Это был первый решающий шаг в завершении специализации, сознание обеспечило не только становление, но и дальнейшее развитие человека.

В дальнейшем темп биологического развития стал снижаться. Поскольку сознание обеспечило новые формы и возможности приспособления человека к среде, биологическое развитие уступило место социальному развитию и совершенствованию. Человек сам стал изменять свою среду обитания, причем его преобразующая деятельность имеет непрерывный нарастающий характер. Изменения, произошедшие за последние сто лет в результате деятельности человека несравнимо больше тех, которые привнесли все млекопитающие на протяжении миллионов лет их эволюции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: