Понятие, функция, кривая предложения

Сейчас рассмотрим рыночную ситуацию со стороны производителя. На рынке спросу противостоит определенное предложение товара.

Предложение – это количество товаров и услуг, которые могут предоставить производители на рынке по данной цене.

Объем предложения – это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

В общем виде функцию предложения можно записать следующей формулой:

QS = f(P). (4)

Функцию предложение, как и спрос, можно представить табличным, графическим и аналитическим способом.

Табличный способ

Таблица 2

Объем предложения (Q), шт. Цена (P), руб.
   
   
   
   
   

Графический способ


Рис. 5. Кривая предложения

Полученная линия называется кривой предложения (S). Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Имеет обычно положительный наклон и выпукла в сторону объема (линия спроса, как правило, выпукла к началу координат). Как частный случай, может использоваться линейный характер функций спроса и предложения (прямые линии). Если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметить, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Изменение объема предложения в зависимости от изменения цены на товар графически выглядит как движение по кривой предложения (рис. 5).

Аналитический способ

Qs = a + bPx, (4)

Например: Qs = –2 + 2 P.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

- цены факторов производства (ресурсов);

- технология;

- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

- размер налогов и субсидий;

- количество продавцов (конкуренция);

- и другие.

Рис. 6. Сдвиг кривой предложения

Во всех случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия, речь идет об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т. е. сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (рис. 6).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 7, а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т. к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 7, б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 7, в).

a б в


Рис. 7. Изменение цен и объема предложения в периоды:

а - в кратчайший; б – короткий; в - длительный

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что конфигурация кривой предложения определяется главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологические усовершенствования, сокращая издержки производства, будут, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, то же будет происходить и при снижении цен на ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: