В момент трогания с места электроподвижного состава последовательно в цепь двигателей включаются пусковые реостаты. Это делается для ограничения тока, так как пусковой ток и ток при медленном вращении якоря весьма велики. Однако при этом на все включённые последовательно тяговые двигатели приходится около 800 В, а в пусковых реостатах гасится примерно 2400 В. Получается ¼ часть мощности поступившего из тяговой сети тока расходуется в двигателях, а ¾ превращается в тепло на пусковых реостатах.
Для повышения коэффициента полезного действия необходимо снизить или совсем исключить потери в пусковых реостатах. Это можно сделать с помощью импульсных регуляторов с дросселями в качестве накопителя электрической энергии. Схема импульсного регулятора постоянного тока представлена на рис 10.1.
Схема импульсного регулятора содержит дроссель Lф и конденсатор Сф для снижения помех, проникающих в контактную сеть при работе импульсного регулятора, коммутационный тиристор VS, дроссель насыщения Lн, тяговый двигатель М с обмоткой возбуждения ОВ и шунтирующий диод VDш.
В работе импульсного регулятора различают импульс и паузу. Во время импульса тиристор VS открыт, и ток из контактной сети проходит через катушку фильтра Lф, через открытый тиристор VS, дроссель Lн, в котором запасается электромагнитная энергия
, через тяговый двигатель М и возвращается в тяговую сеть через рельс. При этом в цепи протекает ток Iи.
![]() |
Во время паузы, когда тиристор закрыт, ток в двигателе поддерживается за счет энергии, запасенной в дросселе Lн, при этом ток паузы Iп замыкается по цепи через шунтирующий диод VDш. Для каждого тягового двигателя применяется свой импульсный регулятор.
Рис. 10.1. Схема импульсного регулятора постоянного тока
![]() |
Временная диаграмма работы импульсного регулятора представлена на рис. 10.2.
Рис. 10.2. Временная диаграмма работы импульсного регулятора постоянного тока
Время импульса t и и паузы t п нельзя выбирать произвольно, потому что главным условием нормальной работы импульсного регулятора является непрерывность тока в двигателе для исключения рывков при движении ЭПС, а запас электромагнитной энергии в дросселе Lн ограничен.
Среднее значение напряжения на тяговом двигателе при импульсном регулировании можно определить по формуле:
, (10.1)
где T = t и + t п – период следования импульсов управления тиристором VS.
Среднее значение тока в тяговом двигателе:
. (10.2)
Индуктивность дросселя Lн выбирается из условия непрерывности тока в двигателе при заданном соотношении t п.max/ Т.
Такой способ изменения напряжения и тока в тяговом двигателе называется модуляцией. В импульсных регуляторах способ изменения среднего напряжения в нагрузке различается по принципу формирования времени импульса и времени паузы. Различают частотно-импульсную модуляцию, когда длительность импульса постоянна, а изменяется время паузы t п и период Т, и широтно-импульсную модуляцию, когда период Т неизменен, а изменяются время импульса и паузы.

