Когда в деятельности возникают трудности, неудачи, то личность стоит перед выбором одного из нескольких путей.
Первый путь. Игнорировать трудности, «уйти» от них с помощью механизмов интрапсихической защиты. Боль уменьшается, но проблема не решается. И если человек часто прибегает к такому приему, то он перестает воспринимать реальность, становится хроническим неудачником. И все – от того, что боится посмотреть правде в глаза.
Второй путь. Путь правды. Человек осознает свои трудности, отдаваясь при этом страданию, которое может привести к психосоматическим заболеваниям.
Третий путь. Констатировать наличие у себя проблемы и обратиться к кому-то за помощью, довериться, подчинить ему свою волю. При этих условиях есть вероятность выпутаться, если, конечно, правильно был выбран помощник.
Четвертый путь. Путь самопознания, путь действия, поступка. Личность выражается в поступке. Поступок это перекресток, пересечение нескольких деятельностей. Через поступок неудачная деятельность, не принесшая желаемого результата, имеет шанс пересечься с деятельностью, которая принесет человеку победу.
|
|
Четвертый путь самый эффективный, поскольку, чтобы эффективнее действовать, нужно лучше знать себя. При этом необходимо быть честным перед собой. Правда позволяет продолжить человеку свою личную эволюцию, она позволяет понимать и верно видеть происходящее. Правда делает человека свободным. Внутренние изменения происходят лишь тогда, когда человек принимает и полностью осознает себя таким, каков он есть на самом деле.
Чтобы добиться максимально возможного осознания и стать субъектом своей собственной деятельности, необходимо сформировать способность видеть свою деятельность как бы со стороны. В психологии этот процесс называется разотождествлением. Человек может властвовать лишь над тем и контролировать все то, в чем он себя разотождествил.
Обычно человек отождествляет себя либо со своим телом, либо с интеллектом, либо со своими чувствами, деятельностью, либо с любой какой-то своей частью. Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека.
В результате такого частичного самоотождествления, самопроявления человека ограничены лишь частью того, кем он может быть. Он не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, и зачастую испытывает в силу этого состояние подавленности и болезненное чувство неполноценности.
Приобрести свободу и способность выбирать отождествление или разотождествление с любой из сторон своей личности можно с помощью специальных упражнений, разработанных в психосинтезе.