Модульное обучение

Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Оно базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским.

Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. Этого можно достигнуть если учебная деятельность организуется в разных формах – индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава; если ученик получает необходимую помощь от учителя.

Очень многое модульное обучение заимствует из программированного обучения: во-первых, планирование действий каждого ученика, во-вторых, опору на активность и самостоятельность действий ученика, в-третьих, учет индивидуального темпа обучения и, в-четвертых, постоянную поддержку ученика: проверку деятельности и ее результата, самоконтроль и взаимоконтроль.

При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле.

План модульного занятия может быть следующим: мотивация учеников, самостоятельная работа, работа в малой группе (4–6 человек), работа в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия. Для лучшего усвоения темы учитель следует жесткой структуре модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с указания цели и порядка действий; заканчивается – контролем, позволяющим установить успешность обучения.

В качестве примера рассмотрим конспект модульного урока в 5-м классе на тему «Фонетика и графика» (см. стр. 10–13). В левой графе обозначено время, которое отводится на выполнение каждого учебного элемента (УЭ-0 – 2 минуты; УЭ-1 – 20 минут и т.д.). После выполнения задания в оценочный лист выставляется оценка (см. в конец конспекта). Домашнее задание выбирается в зависимости от количества набранных за урок баллов.

Модульный урок. Тема: «Фонетика и графика»
(представлен в формате.pdf)

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–37.

2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. тр. / Сост. Филоненко Л.Д. М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1993. 171 с.

3. Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перспективы. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. 256 с.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

5. Кулаева Г.М. Современный урок русского языка в схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. 52 с.

6. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. 288 с.

7. Музиянова Л.А. Творческие мастерские// Русский язык в школе. 2003. № 6. С. 19–22.

8. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: Просвещение, 2001. 304 с.

9. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. Серия “Педагогическое образование”. М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. 336 с.

10. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. 352 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что вы можете сказать о критериальной базе и главном направлении современных личностно-ориентированных технологий? Что является основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования?

2. В чем заключается сущность технологии педагогических мастерских?

3. Какие принципы построения педагогической мастерской определяют ее работу? Опишите алгоритм ее проведения.

4. Как проявляется деятельностный подход к обучению, опора на теорию развивающего обучения и элементы программированного обучения в модульной технологии?

5. В чем заключаются особенности учебного модуля?

6. Какова структура модульного урока?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: