ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие - это целостное отражение психики человека, предметов и явлений объективного мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Виды
- зрительные
- слуховые
- осязательные (тактильные)
- обонятельные
- вкусовые
Свойства
1) целостность – восприятие это всегда целостный образ предмета, и он складывается на основе обобщения информации, полученной от отдельных ощущений
2) предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело
3) обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов
4) константность – относительное постоянство восприятия образа (постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предмета при изменении расстояния, ракурса, освещенности)
5) осмысленность – связь восприятия с процессом мышления
6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия
7) апперцепция – зависимость В. от прошлого опыта, от особенностей психики человека
Виды восприятия:
I. Восприятие предметов и явлений окружающего мира.
II. Человека человеком
III. Времени
IV. Движений
V. Пространства
VI. Видов деятельности
По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.
Иллюзия восприятия. Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительности. Наиболее изучены зрительные иллюзии.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление это процесс обдумывания. А интеллект - это возможность, способность к мышлению. Т.е. мышление - реализация интеллекта.
Логические формы мышления:
I. Понятие
II. Суждение
III. Умозаключение
Понятие - это мысль, в которой отражаются общие существенные отличительные признаки предметов и деятельности. Понятия могут быть простые и сложные. Простые - это те, которые характеризуются простым признаком. Сложные - те, которые характеризуются несколькими свойствами.
Допонятийная (до 5 лет) - первая стадия становления мышления.
Понятийное мышление (с 5 лет), формируется окончательно к 16-17 годам.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Суждения могут быть истинными и ложными. Также они могут быть общими, частными и единичными. Суждения могут образовываться двумя способами:
• непосредственно - в них отражают то, что воспринимается
• Опосредованно - когда путем умозаключений, рассуждений выводится что-то новое.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключению можно прийти тремя методами:
• Индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.
• Дедукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.
• Аналогия - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
Мыслительные операции:
I. Анализ
II. Синтез
III. Сравнение
IV. Обобщение
V. Абстракция
VI. Конкретизация
VII. Классификация или систематизация
Анализ - это мысленное разделение целостной структуры целого на части, которые составляют это целое.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей и признаков в целое.
Анализ и синтез противоположные операции, и они часто используются в процессе сравнения.
Сравнение - установление отношений сходства и различия. Должны восприниматься два предмета при непосредственном сравнении. При опосредованном сравнении мы сравниваем путем умозаключения.
Обобщение - отражение общего на основе объединения сущностных свойств или сходства.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.
Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.
Классификация или систематизация - мысленное разделение предметов и явлений по группам или подгруппам.
Особенности мыслительных операций:
I. Обобщенные отражения действительности
II. Опосредованное познание объективной реальности
III. Решение поставленных задач
IV. Мышление связано с речью
Виды мышления
По форме:
I. Наглядно действенные
II. Наглядно образные
III. Абстрактно логическое (словесно логическое)
По характеру:
I. Теоретическое
II. Практическое
По степени развернутости решаемых задач:
I. Дискурсивные (умозаключающие)
II. Интуитивные (мгновенные, характеризующиеся минимальной осознанностью)
По степени новизны:
I. Репродуктивные
II. Продуктивные
Качества мышления
I. Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения самостоятельно, не прибегая к помощи других.
II. Инициативность - постоянное стремление искать и находить пути и средства разрешения задачи.
III. Глубина - способность проникать в суть вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
IV. Широта - способность видеть проблему разносторонне во взаимосвязи с другими явлениями.
V. Быстрота - скорость решения задач, легкость воспроизведения идей.
VI. Оригинальность - способность воспроизводить новые идеи, отличные от общепринятых.
VII. Критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Этапы перехода от допонятийного к понятийному мышлению по Выготскому "Мышление и речь".
1 этап. 2-3 года. При просьбе положить рядом похожие предметы, дети складывают любые, которые находятся рядом. Это называется синкретизм.
2 этап. 4-6 лет. Дети используют объективные сходства двух предметов, но третий может быть похож на один из двух - цепочка попарного сходства.
3 этап. 7-10 лет. Дети правильно объединяют по сходству все предметы в группу, но не могут объяснить по каким свойствам так сделали, они не могут назвать признаки, объединяющие группу.
4 этап. 11-14 лет. Появляется понятийное мышление, но оно еще несовершенно, т.к. понятия опираются на житейский опыт, и дети не владеют системой научных понятий.
5 этап. После 15 лет формируется понятийное мышление. Оно основано на теоретических понятиях, которое позволяет выйти за пределы собственного опыта. Появляется важнейший элемент понятийного мышления - умозаключение.