Вопрос 5. Этапы и методы социологического исследования

Для изучения социальных явлений и построения социологических теорий, способных объяснить и понять социальные процессы, необходимо обладать конкретной достоверной информацией, или эмпирическими данными. Эта информация и эти данные «добываются» в результате прикладных социологических исследований, которые широко применяются и в медико-социологических исследованиях.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕэто система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Этапы социологического исследования:

1. разработка программы и инструментария;

2. сбор информации;

3. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

4. анализ и интерпретация полученной информации, подведение итогов исследования;

5. формулировка выводов, предложений и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: зондажное, описательное и аналитическое.

I. Зондажное (пилотажное или разведывательное) исследование используется для предварительного обследования определенного общественного явления или процесса. Потребность в таком предварительном этапе возникает, как правило, тогда, когда проблема мало или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в каком-либо широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Зондажное исследование основано на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии [5].

Выполняя вспомогательные задачи, зондажное исследование служит поставщиком оперативных данных. С их помощью определяют отношение населения к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

II. Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, учет и осмысление такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с данной проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень квалификации и образования, доход, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление по определенным параметрам, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его конкретными задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

III. Аналитическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что именно определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения данный тип исследования имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между определенными характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором – рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. лишь фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Типология прикладных социологических исследований. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное (разовое) исследование отражает как бы моментальный «срез» объекта, дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса только в момент его изучения. Эта информация является статической, ибо не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения данного объекта во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

Особый вид повторного исследования – панельное. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Такие исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Программа социологического исследования содержит в себе теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа социологического исследованияэто систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Только глубоко продуманная программа обеспечит проведение социологического исследования на высоком качественном уровне с достоверными результатами. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором сжато выражены концепция исследования проблемы и его фундаментальные методологические принципы и критерии. Программа выполняет три главных функции:

ü теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения социологическую проблему и наметить основные принципы и направления ее решения;

ü методическая функция определяет способы сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов;

ü организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предполагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Программа социологического исследования обычно включает в себя четкое и систематизированное изложение следующих разделов:

1. Методологическая часть:

§ формулировка и обоснование проблемы;

§ указание цели, определение объекта и предмета исследования;

§ логический анализ основных понятий;

§ формулировка гипотез и задач исследования

Методологияэто система принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации, объяснения и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.

2. Методическая часть:

Ø определение обследуемой совокупности;

Ø характеристика используемых методов сбора социологической информации;

Ø логическая структура инструментария для сбора этой информации;

Ø логические схемы ее математической обработки;

Ø принципы и критерии интерпретации полученных результатов.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили максимально точное и адекватное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

В программе формулируется также процедура прикладного социологического исследования, т.е. определяются:

1. основные этапы проведения исследования;

2. содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов;

3. предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов;

4. техника исследования, т.е. сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.

Методикаэто система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.

Социологические методыэто средства и способы получения, объяснения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя

ü принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности,

ü регулятивные нормы или правила,

ü совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

Особенности социологических методов заключаются в том, что

Ø они научны (во всех смыслах этого слова);

Ø они объективны, т.е. основаны на изучении конкретных фактов, явлений;

Ø они достоверны – результаты определяются социальной действительностью, а не пожеланиями и предпочтениями исследователя;

Ø они реализуются специфическими способами — посредством различных видов социологических исследований.

Типология методов социологического исследования:

1. Общенаучные методы:

ü анализ и синтез;

ü индукция и дедукция;

ü формализация и абстрагирование;

ü аналогия и сравнение;

ü гипотеза и теория.

2. Теоретические методы – это методы интерпретации и объяснения фактов:

ü аксиоматический метод – это предварительное формулирование основополагающих принципов, исходных допущений;

ü генетический метод;

ü исторический метод;

ü компаративный (историко-сравнительный) метод;

ü системный метод;

ü структурно-функциональный анализ;

ü диалектический метод;

ü метод типологизации;

ü бихевиористический метод;

ü интерпретативный (герменевтический) метод;

ü социопсихологический метод;

ü семиотический метод.

3. Эмпирические методы – это методы получения фактов:

ü наблюдение (открытое и скрытое, включенное и невключенное);

ü анализ документов;

ü контент-анализ (количественный анализ документов);

ü ивент-анализ (частотный анализ);

ü биографический анализ;

ü выборочное обследование (опрос) включает в себя анкетирование и интервью;

ü социометрия;

ü когнитивные карты;

ü фокус-группы (нестандартизированное интервью группы);

ü эксперимент.

После проведения эмпирических исследований и завершения сбора и обработки данных наступает особый этап – обобщение полученных результатов. Существуют две группы способов анализа и обобщения результатов: количественная и качественная.

Количественные способы анализа и обобщения данных включают:

Ø классификацию данных по определенному признаку,

Ø составление таблиц,

Ø построение графиков и диаграмм,

Ø определение статистической взаимосвязи между изучаемыми признаками (коэффициента корреляции),

Ø регрессионный анализ – устанавливает характер и форму зависимости результативного признака от объясняющих признаков,

Ø факторный анализ – устанавливает степень взаимосвязи между непосредственно не наблюдаемыми переменными (факторами) и эмпирически наблюдаемыми признаками.

Количественные способы анализа и обобщения данных позволяют получить достаточно точные и объективные данные, исключить субъективность и предвзятость исследователя. Поэтому их значение в социологии невозможно переоценить. Однако в последнее время социологи стали большое внимание уделять качественным методам анализа, которые позволяют более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, раскрыть социальные взаимосвязи и представить социальный мир не в одномерном, а в многомерном измерении. Качественные способы анализа и обобщения данных включают в себя:

Ø создание типологий, которые носят объяснительный характер;

Ø моделирование – упрощенный способ описания причинно-следственных связей;

Ø создание и разработку теорий, т.е. иерархически организованных систем обобщенных и логически выверенных научных утверждений о каком-либо классе явлений;

Ø социальное прогнозирование.

В частности,проведениеразнообразных социологических исследований в области здравоохранения позволяет осуществлять, во-первых, разработку и внедрение системы мероприятий, обеспечивающих выявление приоритетных направлений профилактики заболеваний среди населения; во-вторых, комплексную оценку динамики состояния здоровья людей с учетом изменяющихся условий жизни; в-третьих, прогнозировать изменение состояния здоровья населения при принятии решений на государственном уровне; в-четвертых, налаживание и совершенствование всеобъемлющей обратной связи населения со всеми институтами и структурами, оказывающими медицинскую помощь.

В заключение следует особо отметить, что с момента становления социологии как самостоятельной науки и ее предметная область, и ее методический инструментарий существенно изменились благодаря ряду обстоятельств:

· произошло осознание качественного усложнения процесса развития современных обществ, что повлекло структурализацию уровней социологического анализа общества;

· увеличилось число школ, теоретико-методологических подходов;

· существенно обновилось само социологическое знание, изменились взгляды на законы развития человека и общества.

Как свидетельствуют последние международные форумы социологов (XV – XVII Всемирные социологические конгрессы), в социологической науке и социологическом сообществе происходят весьма существенные изменения.

ü Развитие социологии идет по пути непрерывного увеличения разнообразных теоретико-методологических подходов к исследованию общества, по пути нарастающей дифференциации социологии. Практически оставлены попытки создания универсальной, всеобъемлющей социологии, которая бы давала ответы на все (или хотя бы на большинство) глобальных вызовов современности.

ü Налицо усложнение структуры социологического знания и исследований. Существенно расширяется предмет социологии. В него включаются самые разнообразные темы и направления, например, такие как «социокибернетика», «социология детства», «социология здравоохранения», «социология профессиональных групп», «гендерная социология», «социология менеджмента», «социология терроризма» и т.п. [6]

ü Все чаще и масштабнее стали проводиться объединительные симпозиумы и сессии, свидетельствующие о тенденции к интеграции социологического знания, которая, однако, пока еще не стала доминирующей.

ü Происходит утверждение и институционализация гендерной и феминистской социологии. Именно по этому направлению в последнее десятилетие наблюдается наибольший рост числа публикаций и защищенных диссертаций [7]. Вместе с тем лавинообразный рост эмпирических и прикладных исследований в рамках данного направления пока еще не привел к формированию и утверждению общей теории гендера. Большинство теоретических обобщений здесь носит либо описательный, либо интуитивно-аксиоматический характер.

ü Разворачивающиеся процессы глобализации привели к выдвижению на первый план компаративных (сравнительных) исследований. Однако очевидная вестернизация и даже американизация социологии (особенно по глобальной тематике) существенно снижает достоверность и валидность проводимых социологических изысканий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: