Понятие и виды социологических исследований
Подготовка социологического исследования - это процесс насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследований, определить общую логику, разработать инструментарий сбора информации и сформировать исследовательскую группу. Цель любого социального исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Социологические исследования сочетают два уровня социального знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы познания. Теория дает объяснение тому или иному социологическому процессу и указывает на то, что надо исследовать, какую конкретно проблемную ситуацию надо изучить, а методология показывает как надо исследовать, то есть дает объяснение ситуации и способы ее изучения.
Этапы социологического исследования:
1 социологическое исследование начинается с его подготовки, определения целей, программы, плана, средств, сроков проведения и способов обработки информации;
|
|
2 сбор первичной социологической информации - это собранные в различной форме необобщенные сведения, записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и так далее;
3 подготовка собранной в ходе социологических исследований информации (данные анкетного опроса, интервью, контент-анализ документов и информации к обработке на ЭВМ), составление программы обработки и затем обработка данных на ЭВМ;
4 заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследований, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика или субъекта управления.
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
|
|
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).