Вопрос 2. Типы правосознания

Содержание правовых установок и ценностных ориентации, доминирующих в обществе, позволяет выделить два типа отношения к праву, следовательно, два типа правосознания: юридическое мировоззрение и правовой нигилизм. Они являются крайними вариантами правовых ценностных установок, соответственно признающих ценность права и отрицаю­щих необходимость в нем, между которыми может располагаться ряд промежуточных правовых ориентации.

Например, правовой инфантилизм можно рассматривать как тип пра­восознания, характеризующийся несформированностыо правовой уста­новки, обусловленной недостаточностью правовых знаний при завышенной самооценке собственного правосознания.

Крайне отрицательное отношение к праву выражено в криминальном ("перерожденном") правосознании, которое не отрицает ценности права, однако использует знания о праве в преступных целях.

Поведенческая реакция может быть основана на вольном обращении с законами, которое обусловлено небрежностью, неорганизованностью субъекта права. В данном случае тип правосознания приобретает форму правового дилетантизма.

Уважение к праву, вера в его способность разрешать все соци­альные конфликты, готовность соблюдать и исполнять законы со­ставляют содержание правосознания, именуемого юридическим мировоззрением. Наиболее отчетливо оно прослеживается в доктрине естественного права, утверждающей идею равенства и неотчуждаемости прав человека по факту рождения.

Возникновение этого типа правосознания связано с развитием гражданского общества, отрицавшего сословное деление людей и утверждавшего принципы формального равенства, субъективных прав и их судебных гарантий. Юридическое мировоззрение оказало большое влияние на формирование правового государства в западных странах, правовой куль­туры, законопослушности их граждан.

Чрезмерная абсолютизация преобразовательной' роли права, завы­шенные ожидания, оторванные от реальных экономических, политиче­ских, организационных условий, способны породить правовой идеализм, правовой романтизм. Этот тип правосознания характеризуется чрезмер­ными, заведомо несбыточными надеждами на право, закон в качестве главных средств избавления общества от негативных явлений, таких как преступность, коррупция, войны и т. д.

Проявлением подобного типа правосознания является принятие нор­мативно-правовых актов, заведомо невыполнимых, носящих декларатив­ный характер. Такие проявления могут быть свойственны и конституционным актам. Это относится, например, к ст. 1 и 7 Конституции РФ, в которых говорится о правовом и социальном государстве, ставшим ре­альностью в России, а ст. 2 осталась декларацией о намерениях в области прав человека.

Прямо противоположное отношение к праву у нигилистов (в пер. с лат. - ничто). Правовой нигилизм - это тип правосознания, основанный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону. Подоб­ное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей.

Одной из причин распространения правового нигилизма является правовое невежество, отсутствие элементарных знаний о праве. Значи­тельно более серьезны психологические корни данного явления. Они кроются в неверии в преобразующую, конструктивную роль права, его способности оказывать влияние на судьбы миллионов простых обывателей. По этой причине простые граждане стремятся действовать в обход существующих норм права.

Российское общество традиционно относится к странам с высоким уровнем нигилистического правосознания. Первоначально отрицание идеи субъективных прав было обусловлено господством общинного сознания. Затем общинность, соборность были дополнены абсолютизмом, который отрицал идею права как меры индивидуальной свободы и вместо нее утвердил понимание права как дарованные монархом привилегии. Неуважение к праву подпитывалось православием, акцентировав­шим внимание на внутренней (духовной), а не внешней свободе.

Декларативный характер ряда положений современной российской Конституции порождает двойные стандарты, поскольку они изначально невыполнимы. В связи с этим часто происходит подмена предписаний Конституции политической и практической целесообразностью. Конституция не в состоянии гарантировать те права, которые сама же и про­возгласила. Независимой судебной власти, призванной защищать права человека, в стране до сих пор нет. Отрицательное отношение к суду со стороны обывателей, которые видят в суде лишь учреждение, где лишают свободы, так и не преодолено. Это обусловлено и низкой правовой культурой некоторых судей, их коррумпированностью. Характеристика правового сознания отдельных социальных групп, учи­тывая их многообразие, охватывает широкий круг вопросов. В частности, необходим адекватный анализ правового сознания сотрудников УИС, поскольку они наделены весьма значительными полномочиями, при превышении которых или при злоупотреб­лении которыми существенно нарушаются права граждан. Для обозначе­ния тревожных явлений в данной сфере используется специальный термин «деформация правосознания» - это различного рода искривления профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении. В зависимости от характера перерождений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают населения как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия. В случае криминальной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует об их криминальном перерождении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: