Вопрос 1. Понятие и значение законности

Тема 23. Законность и правопорядок

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, принципы и гарантии законности, охарактеризовать правопорядок и общественный порядок, дисциплину.

Тема 23. Законность и правопорядок

Вид занятия: лекция

Время: 2 часа (90 мин)

Категории обучающихся: курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)

Воронеж-2010

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть  
1. Понятие и значение законности  
2. Принципы законности  
3. Гарантии законности  
4. Правопорядок и общественный порядок, дисциплина  
Заключительная часть  

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. - М., 2002.

Дедков Л.Л. Обеспечение законности в общенародном государстве. Минск, 1980.

Ефремов А.И. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999.

Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. 2003. N° 5.

Казаков В.И. О некоторых чертах международного правопорядка // Государство и право. 2003. N° 4.

Права человека и проблемы обеспечения законности. Отв. ред. В.Е. Гущев. - Нижний Новгород. 1993.

Правопорядок и борьба с преступностью // Актуальные проблемы правоведения. - Самара. 2001.

Суляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере применения права. - М., 2002.

Фастов А.Г. Законность в правовом государстве и ее гарантии в деятельности милиции: общетеоретические вопросы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000.

Законность - это сложное социальное явление, нераз­рывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко.

В литературных источниках существуют различные опре­деления законности, и все они имеют под собой основания. Каждое из них отражает какую-то одну из важных сторон законности.

Законность — это, прежде всего принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы.

Законностьэто принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом. В п. 2 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права. Данное определение делает акцент не столько на требование блюсти закон, сколько на реальное исполнение законов, на совершение действий, связанных с реализацией законов. Как бы законность ни определялась, главное в ней — соблюдение и исполнение законов.

Законностьэто метод осуществления государственной власти, способ деятельности государства, осуществления его функций. В одной из глав было уже отмечено, что одна из особенностей государства состоит в том, что оно осуществляет власть путем придания своим велениям общеобязательного характера в виде законов. Однако такие веления имеют смысл, если они исполняются, т. е. только при наличии законности. Государство также будет осуществлять свои функции результативно и эффективно только при наличии законности.

Понятия законности и закона близки, но не идентичны. Законы являются основой, предпосылкой законности. Без законов не может быть законности.

В науке существуют различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Одна точка зрения состоит в том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам госаппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другая же утверждает, что и граждане попадают в сферу законности.

Для решения этого спора достаточно обратиться к цитированной выше ст. 15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.

Однако и первый подход имеет рациональное зерно. Действительно, состояние законности определяющий образом зависит от того, насколько пропитан духом законности госу­дарственный аппарат, насколько прочна законность именно в этой сфере. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависят состояние прав и свобод граждан и их законопослушность.

Другое расхождение взглядов на законность касается предметной сферы законности: включает она соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов или только законов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюде­нию законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что сами законы в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов.

Представляется, что узкое понимание законности не оп­равдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства законов. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Говоря о подзаконных актах, следует иметь в виду не только подзаконные нормативные акты, но и индивидуальные правоприменительные акты, и прежде всего акты судов. Неисполнение решения, приговора суда, вынесенного на основе закона, следует рассматривать как нарушение законности.

Значение законности многообразно. Оно сопряжено со значением, с социальной ценностью права. Все, что сказано о ценности права для общества, личности, государства, отно­сится и к законности. Отметим здесь особо значение закон­ности для демократии. Рассмотрим их соотношение.

Законность и демократия — это две стороны одной медали. Нет демократии без законности, как нет прочной законности без демократии.

Всякая демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие демократических институтов представительной и непосредственной демократии. И то и другое существует ныне в правовых рамках, предусмотрено законами. Если нарушаются законы, предоставляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими гарантии, то ни о какой демократии говорить не приходится. Если нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов и т.д., не исполняются решения органов демократии, то также бессмысленно говорить о наличии демократии.

В свою очередь подлинная демократия предполагает контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других, а в свою очередь деятельность демократического правосудия основывается на законе. При отсутствии этих и других элементов демократии ущербным будет и состояние законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: