Тема 23. Законность и правопорядок
Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, принципы и гарантии законности, охарактеризовать правопорядок и общественный порядок, дисциплину.
Тема 23. Законность и правопорядок
Вид занятия: лекция
Время: 2 часа (90 мин)
Категории обучающихся: курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)
Воронеж-2010
Учебные вопросы | Время, мин |
Вступительная часть | |
1. Понятие и значение законности | |
2. Принципы законности | |
3. Гарантии законности | |
4. Правопорядок и общественный порядок, дисциплина | |
Заключительная часть |
Основная литература:
Конституция РФ. М, 1993.
Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.
Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.
Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Дополнительная литература:
Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. - М., 2002.
Дедков Л.Л. Обеспечение законности в общенародном государстве. Минск, 1980.
Ефремов А.И. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999.
Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. 2003. N° 5.
Казаков В.И. О некоторых чертах международного правопорядка // Государство и право. 2003. N° 4.
Права человека и проблемы обеспечения законности. Отв. ред. В.Е. Гущев. - Нижний Новгород. 1993.
Правопорядок и борьба с преступностью // Актуальные проблемы правоведения. - Самара. 2001.
Суляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере применения права. - М., 2002.
Фастов А.Г. Законность в правовом государстве и ее гарантии в деятельности милиции: общетеоретические вопросы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000.
Законность - это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко.
В литературных источниках существуют различные определения законности, и все они имеют под собой основания. Каждое из них отражает какую-то одну из важных сторон законности.
Законность — это, прежде всего принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы.
Законность — это принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом. В п. 2 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права. Данное определение делает акцент не столько на требование блюсти закон, сколько на реальное исполнение законов, на совершение действий, связанных с реализацией законов. Как бы законность ни определялась, главное в ней — соблюдение и исполнение законов.
Законность — это метод осуществления государственной власти, способ деятельности государства, осуществления его функций. В одной из глав было уже отмечено, что одна из особенностей государства состоит в том, что оно осуществляет власть путем придания своим велениям общеобязательного характера в виде законов. Однако такие веления имеют смысл, если они исполняются, т. е. только при наличии законности. Государство также будет осуществлять свои функции результативно и эффективно только при наличии законности.
Понятия законности и закона близки, но не идентичны. Законы являются основой, предпосылкой законности. Без законов не может быть законности.
В науке существуют различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Одна точка зрения состоит в том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам госаппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другая же утверждает, что и граждане попадают в сферу законности.
Для решения этого спора достаточно обратиться к цитированной выше ст. 15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.
Однако и первый подход имеет рациональное зерно. Действительно, состояние законности определяющий образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно в этой сфере. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависят состояние прав и свобод граждан и их законопослушность.
Другое расхождение взглядов на законность касается предметной сферы законности: включает она соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов или только законов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюдению законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что сами законы в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов.
Представляется, что узкое понимание законности не оправдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства законов. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Говоря о подзаконных актах, следует иметь в виду не только подзаконные нормативные акты, но и индивидуальные правоприменительные акты, и прежде всего акты судов. Неисполнение решения, приговора суда, вынесенного на основе закона, следует рассматривать как нарушение законности.
Значение законности многообразно. Оно сопряжено со значением, с социальной ценностью права. Все, что сказано о ценности права для общества, личности, государства, относится и к законности. Отметим здесь особо значение законности для демократии. Рассмотрим их соотношение.
Законность и демократия — это две стороны одной медали. Нет демократии без законности, как нет прочной законности без демократии.
Всякая демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие демократических институтов представительной и непосредственной демократии. И то и другое существует ныне в правовых рамках, предусмотрено законами. Если нарушаются законы, предоставляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими гарантии, то ни о какой демократии говорить не приходится. Если нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов и т.д., не исполняются решения органов демократии, то также бессмысленно говорить о наличии демократии.
В свою очередь подлинная демократия предполагает контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других, а в свою очередь деятельность демократического правосудия основывается на законе. При отсутствии этих и других элементов демократии ущербным будет и состояние законности.