1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.
Материал – погремушка или другая яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.
Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, какие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.
Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый привлекает внимание к игрушке – гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.
Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.
2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Материал –яркая звучащая игрушка (устойчивая).
Методика выявления: внимание лежащего на животе ребенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягаемости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ребенком не менее 20 мин.
|
|
Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игрушку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, то взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно показав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребенку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.
Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашивают у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребенок на животе, как он передвигается, может ли ползать долго, быстро, менять направление.
Поведение ребенка: сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.
Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, характеризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.
3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос "Где?" – находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).
Материал – озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.
Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают: "Где...?" (повторяют 2-3 раза).
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее и спрашивает: "Где...?" – и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где...?" После паузы (25-30 с), поместив ребенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игрушке, опять спрашивает: "Где...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.
|
|
Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрослого, сопровождающего ребенка, понимает ли тот название предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли ребенок глазами то, что он называет.
Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взрослого, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребенка.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.
Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин. произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.
5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.
Материал –глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Масса жидкости – до 100 г.
Методика выявления: к губам ребенка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить.
Если проверяют развитие не во время кормления, задают вопросы взрослому: дает ли он ребенку пить из чашки, как тот пьет из чашки?
Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100 г).
Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как пьет ребенок.