Месяцев. 1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.

Материал – погремушка или другая яркая звучащая иг­рушка.

Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.

Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, ка­кие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.

Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый при­влекает внимание к игрушке – гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.

Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бро­сает вниз (1 мин).

Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.

2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал –яркая звучащая игрушка (устойчивая).

Методика выявления: внимание лежащего на животе ре­бенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягае­мости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ре­бенком не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игруш­ку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, то взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно показав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребенку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.

Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашивают у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребенок на животе, как он передвигается, может ли ползать долго, быстро, менять направление.

Поведение ребенка: сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движе­ния руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, харак­теризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос "Где?"находит взглядом предмет, находя­щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Материал – озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.

Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают: "Где...?" (повторяют 2-3 раза).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее и спрашивает: "Где...?" – и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где...?" После паузы (25-30 с), поместив ребенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игруш­ке, опять спрашивает: "Где...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.

Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрос­лого, сопровождающего ребенка, понимает ли тот название предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли ребенок глазами то, что он называет.

Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взрослого, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребенка.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.

Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин. произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.

Материал –глубокое блюдце или широкая чашка, пиа­ла. Масса жидкости – до 100 г.

Методика выявления: к губам ребенка, который полуси­дит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить.

Если проверяют развитие не во время кормления, зада­ют вопросы взрослому: дает ли он ребенку пить из чашки, как тот пьет из чашки?

Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100 г).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как пьет ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: