Месяцев. 1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под соответствующую мелодию

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под соответствующую мелодию.

Материал – металлофон.

Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3-5с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.

Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокой­но слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается.

Взрослому задают вопросы: поет ли он ребенку какие-либо песни, пляшет ли с малышом, как тот реагирует на веселую плясо­вую мелодию?

Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мело­дию, под плясовую - воспроизводит освоенные плясовые дви­жения.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) догоняет ребенка, ползет к нему навстречу.

Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, ко­торые стоят у барьера или находятся на подстилке.

Помощь ребенку: если дети не общаются друг с другом, взрослый играет с ними – догоняет, убегает от них, идет навстречу, прячется (не все действия показывают сразу, а добавляют их, если наблюдаемый ребенок бездействует). Если после игры с детьми ребенок не продолжает ее, проверка прекращается.

Поведение ребенка: один ребенок, посмотрев на другого, уходит; другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.);

б) подражает действиям и движениям другого ребенка.

Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом.

Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки из нахо­дящихся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия. Наблюдает за тестируемым ребенком.

Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, на­чинает подражать им – стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.

3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)

Материал –резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч.

Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри: покатился мяч", "Откроем крышку, открыли" и пр., каждое действие повторяется 2-3 раза. После показа пер­вого действия взрослый не менее 5 мин. наблюдает за ребенком. При отсутствии действий взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается.

Спрашивают взрослого, как ребенок играет мячом, рези­новой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой.

Поведение, ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает, может выпол­нить только одно действие.

Взрослый рассказывает, как ребенок действует с предме­тами (в соответствии с показателем 9 мес.).

4. Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Материал –стол-барьер, горка, стул и др. на расстоя­нии 30-40 см друг от друга, игрушка.

Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, при­влекают игрушкой на расстоянии 50-70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.

Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не де­лает ни одного шага, взрослый, стоя от него на расстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается.

Спрашивают у взрослого, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой.

Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.

Взрослый, сопровождающий ребенка, отвечает утвердительно и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес.).

5. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос "Где …?"находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения.

Материал – три-четыре игрушки, которые ребенок находит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов).

Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка (лошадка, мишка)?" Игрушки переставляют и спрашивают: Где...?" Вопрос повторяют 2-3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках.

Помощь ребенку: если ребенок на вопросы: "Где...?" – не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где собачка? Посмотри: вот собачка!" Показывает. "Ой, нет собачки!" Прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку. После этого спраши­вает: "Где собачка?" И так же спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается.

Задают вопросы взрослому: какие слова малыш понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах?

Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.

Взрослый перечисляет предметы, названия которых понимает ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос;

б) знает свое имя.

Методика выявления: ребенка зовут, называя по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же кон­тексте, и затем после паузы – опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз.

Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или обо­рачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете.

Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком, четко, с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек.

Помощь ребенку: если ребенок через 1-2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15-20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движение его губ.

Задают вопросы взрослому, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги, какие слоги повторяет.

Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет слоги.

Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.

7. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

Материал –широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкости (100 г).

Методика выявления: во время кормления ребенок сидит за столом, взрослый протягивает ему чашку с питьем, придержи­вая ее за дно так, чтобы ребенок не уронил.

Помощь ребенку: взрослый изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее. Если он не направляет руки к чашке, взрослый может поднять их и положить на чашку, мож­но придержать руки ребенка на чашке, сопровождая действия словами.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, какую ак­тивность проявляет ребенок во время кормления, придержива­ет ли руками чашку.

Поведение ребенка: четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чаш­ку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее.

Взрослый рассказывает, как ведет себя ребенок во время кормления, и положительно отвечает на второй вопрос;

б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Методика выявления: взрослый сажает ребенка на горшок (по потребности: после сна, в середине бодрствования, перед сном), сопровождая свои действия словами. Не следует задерживать его на горшке дольше 2 мин.

Помощь ребенку: можно остаться рядом с ребенком, придерживать его рукой, чтобы он не встал, не упал. При возникновении отрицательных эмоций проверку прекратить.

Задают вопросы взрослому, приучают ли ребенка к горшку и как он относится к высаживанию на горшок.

Поведение ребенка: ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке,иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.

Взрослый положительно отвечает на первый вопрос и рассказывает о поведении ребенка, соответствующем 9 мес.




double arrow
Сейчас читают про: