Включение системы в работу
Введение
ЗАМЕТКИ СПЕЦИАЛИСТА
На сегодняшний день современным стандартом для отечественного автомобилестроения является выпуск
автомобилей, оснащенных электронными системами управления двигателем (ЭСУД).
Разработка ЭСУД для автомобилей ВАЗ имеет свою историю, и именно она определяет идеологию систе-
мы и способы или алгоритмы управления, заложенные в электронном блоке управления (ЭБУ).
На первом этапе сотрудничество АвтоВАЗ с американским концерном GM закончилось установкой на
автомобилях 2109, 2108, а в дальнейшем 21103, систем с датчиками и исполнительными элементами, серийно вы-
пускаемыми фирмой GM. Эти автомобили оснащались как системами распределенного впрыска топлива, так и
системами центрального впрыска (одноточечный впрыск).
К 1997 году российские производственные и научно-производственные предприятия уже освоили выпуск
почти всего ряда элементов системы ЭСУД, аналогичных тем, которые концерн GM предложил для установки на
ВАЗовских автомобилях. Особенно важно отметить, что был запущен в производство и основной элемент ЭСУД
– блок управления Январь-4 отечественной разработки
Управляющее программное обеспечение для блока управления было создано в России, и на тот момент
ничем не уступало по своим функциональным возможностям программам, разработанными мировыми лидерами в
этой области. АвтоВАЗ, потратив значительные средства на эти работы, к 1997 г. приступил к выпуску автомобилей
с ЭСУД на базе российских комплектующих. Однако, один из самых сложных элементов этой системы – датчик
массового расхода воздуха – устанавливался по-прежнему импортный (фирмы GM).
Российские разработчики и производители так и не смогли довести этот датчик до приемлемого каче-
ства.
К этому времени по различным причинам АвтоВАЗ меняет основного партнера по созданию и развитию
ЭСУД. Этим партнером становится фирма BOSCH. ЭСУД фирмы BOSCH идеологически имел ряд отличий от
систем фирмы GM. Мы отметим некоторые из них:
В системе GM питание к основным исполнительным механизмам, датчикам, блоку управления подается с
главного реле, непосредственно управляемого с замка зажигания. Блок управления включается в работу и не кон-
тролирует подачу питающего напряжения к элементам системы.
В ЭСУД BOSCH замок зажигания управляет включением блока управления, а уже тот в свою очередь
включает главное реле и контролирует его выходное напряжение.
Функции искрового зажигания в ЭСУД фирмы GM выполняет модуль зажигания, совмещающий в себе и
катушки зажигания, и высоковольтные ключи. Сам модуль располагается в подкапотном пространстве. Блок управ-
ления обрабатывает сигналы с индукционного датчика коленчатого вала (синхронизация системы), рассчитывает
параметр угол опережения зажигания и выдает низковольтовые сигналы для модуля зажигания. В ЭСУД фирмы
BOSCH высоковольтные ключи находятся внутри блока, а под капотом расположена только катушка зажигания.






