ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА
Это означает, что недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.
Это означает, что нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.
Это означает, что нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.
Это означает, что диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.
Это означает, что в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах в школе у ребенка.
Далеко не всегда родители имеют желание или возможность пригласить для длительной коррекционной работы с их ребенком специалиста. Поэтому необходимо дать родителям некоторые теоретические представления о самостоятельной коррекционной работе с малышом. Воспитатели детского сада или родители могут, на основании данных консультации, более целенаправленно использовать предлагаемые в настоящее время различные коррекционно-развивающие упражнения и игры.
|
|
Одной из главных задач психолога на консультации является поэтому объяснение «устройства» коррекционных заданий, чтобы родители могли самостоятельно и более целенаправленно подбирать игры и упражнения из предлагаемых в настоящее время книжным рынком.
Поскольку «профиль» развития способностей у каждого ребенка достаточно индивидуальный, Вашей задачей как консультанта является:
- выявление проблемных зон развития;
- выявление сохранных и/или опережающих зон развития;
- подбор коррекционных упражнений в соответствии с выявленными проблемными зонами и с учетом возможностей сохранных или опережающих зон.
Основными принципами подбора коррекционных упражнений являются следующие:
- опора на сохранные зоны развития;
- организация многоканального восприятия информации ребенком;
- организация положительной мотивации к упражнениям ребенка и родителей.
- постепенное усложнение упражнений.
Выявить «проблемные» и «сохранные» зоны Вам поможет используемая Вами «форма заключения» (Приложение1).
Введение количественных оценок также является эффективным методом анализа.
Эмпирически выявлены следующие основные комплексы проблем у детей 6–8 лет:
Недостаточность речевого развития, в т.ч. речевой памяти;
Недостаточность зрительных и зрительно–пространственных представлений;
Недостаточность развития мелкой моторики руки;
Недостаточность развития внимания;
Недостаточное развитие произвольности;
Недостаточность или нарушение формирования учебной мотивации;
Проблемы эмоционально–личностного развития (страхи, агрессия) и проблемы поведения (гиперактивные дети, демонстративные дети и др.);