Употребление специальной лексики

Требования к текстам документов

Понятие «специальная лексика» включает в себя термины и профессионализмы. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное понятие, употребляемое в науке, технике и других областях специальной деятельности. Употребление терминов в строго фиксированном значении обеспечивает однознач­ность понимания текста, что очень важно в деловом общении.

Термины, используемые в управленческой документации, - это отраслевая терминология, отражающая содержание той предметной области, которой посвящен документ, и специальные слова и выра­жения, сложившиеся в сфере административного управления и документационного обеспечения управления.

Правильность и стабильность употребления терминов устанавли­вают терминологические словари и стандарты, которые способствуют упорядочению терминологии.

Употребляя термины в деловой документации, необходимо пре­дусматривать, что термин должен быть понятен и автору, и адресату, и при необходимости раскрывать содержание термина, что можно сделать несколькими способами:

· дать официальное определение термина;

· расшифровать его словами нейтральной лексики;

· заменить термин общепонятным словом или выражением.

Нередки случаи неправильного употребления терминов в текстах документов - чаще всего в связи с незнанием их значения. Трудности в употреблении терминов объясняются еще и постоянным изменени­ем системы терминов: меняется содержание уже существующих понятий, возникают новые, часть понятий устаревает и обозначающие их термины выходят из употребления; один и тот же термин может получить новое значение при сохранении старого, что вызывает его многозначность (полисемию).

При употреблении многозначных терминов следует учитывать, что в каждом конкретном случае термин употребляется только вод­ном из своих значений. Если одно и то же понятие обозначается несколькими терминами, возникает синонимия терминов.

Термины-синонимы имеют разное звучание, но совпадают по значению (например, термины «анкета» и «вопросник»). Они могут быть полными (абсолютными) или частичными (относительными). При употреблении терминов-синонимов важно обращать внимание на то, какую сторону или свойства понятия необходимо обозначить, выделить в контексте.

Например, даже такие термины-синонимы, как «договор», «контракт», «соглашение» различаются практикой употребления: в трудовом за­конодательстве установлен трудовой договор (контракт); в граждан­ском законодательстве двух- и многосторонние сделки называются договорами; во внешнеторговых сделках употребляется преимуще­ственно термин «контракт», а договоренности в ряде областей фик­сируются в соглашениях («тарифное соглашение»; «соглашение о научно-техническом сотрудничестве» и др.).

Существует и такое явление, как омонимия терминов, при кото­рой два термина или более совпадают по звучанию, но обозначают разные понятия. Явление это, однако, в пределах одной терминосистемы встречается редко.

Профессионализмы возникают в двух случаях:

  • специальная область деятельности не имеет своей терминологии (охота, рыболовство, ремесла и др.);
  • слово становится неофициальным заменителем термина (напри­мер, трансплантация — пересадка, карданное устройство — кардан и др.).

Область употребления профессионализмов — это, как правило, устная речь. Использование профессионализмов в текстах докумен­тов крайне нежелательно.

Профессиональная жаргонная лексика — это форма профессиональ­ного просторечия (например, наличка, нал, безнал, дострой и др.). Использование такого рода слов недопустимо не только в письмен­ной деловой речи, но и в официальной устной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: