Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Составители Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В.
Методическое пособие предназначено для практических психологов образования. Пособие содержит в себе описание диагностических методов: схемы наблюдения, тесты, опросники. В пособие включены наиболее адекватные методики исследования личности дошкольников, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Описанные в пособии методики снабжены стимульным материалом, инструкциями, ключами и способами интерпретации полученных результатов.
Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей, руководителей детских дошкольных учреждений.
Содержание
Введение 3
Организация психодиагностического исследования 5
Рекомендации к составлению психологического заключения 13
Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)
|
|
Краткая характеристика периода раннего детства 27
Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в
дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29
Диагностика уровня психического развития детей раннего
возраста (по Рычковой Н.А.) 30
Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького
ребёнка (Бейли Н.) 36
Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)
Краткая характеристика дошкольного возраста 43
Исследование когнитивной сферы
Корректурная проба 45
Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46
Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47
Методика «Нелепицы» 47
Методика «Исключение лишнего» 48
Кубики Коса 48
Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49
Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51
Диагностика психологической готовности к обучению в школе
Методика «Домик» 52
Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53
Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54
Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57
Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной
системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58
Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60
Методика изучения развитости самоконтроля 61
Методика «Лестница» 61
Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62
|
|
Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками
Социометрия 63
Цветовой тест отношений 64
Тест «Рисунок семьи» 65
Тест сказок Ж.Руайе 75
Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77
Детский апперцептивный тест 82
Методика «Дом-Дерево-Человек» 91
Литература 103
Приложения 105
Введение.
Психологическая диагностика – один из основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.
При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности и добровольности в принятии психологической помощи.
При подготовке к диагностическому обследованию психолог заранее обязан информировать персонал и педагогов о времени, месте и участниках обследования, подготовить стимульный материал и инструментарий.
Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Результатом психодиагностики является написание психологического заключения с элементами прогноза дальнейшего развития и формулирования рекомендаций по оптимизации процесса развития в случае необходимости.
Информация о результатах психологического обследования должна предоставляться в строгом соответствии с этическими нормами и принципами диагностической работы профессионального психолога.
Психологическая диагностика должна органично вписываться в целостную систему деятельности практического психолога и соответствовать целям, задачам коррекционной, консультативной и профилактической работы в детском дошкольном учреждении.