Литература
1. Каганович Е. А., Райхман И. М. Испытание трансформаторов мощностью до 6300 кВА и напряжением до 35 кВ. - М.: Энергия, 1980.
2. Филиппишин В. Я., Туткевич А. С. Монтаж силовых трансформаторов.- М.: Энергоиздат, 1981.
3. Объем и нормы испытаний электрооборудования / Под общей редакцией Б. А. Алексеева, Ф. Л. Когана, Л. Г. Мамиконянца. - 6-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 1998. - 256 с.
4. Алексенко Г. В., Ашрятов А. К., Фрид Е. С. Испытание высоковольтных и мощных трансформаторов и автотрансформаторов, часть 1. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. - 672 с.
5. Нормы испытания электрооборудования. Под общей редакцией С.Г.Королева.- 5-е издание. - М.: Атомиздат, 1978.
7. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
Рис. STYLEREF 3 \n 7.1.. Пример деформации обмотки |
Измерение сопротивлений короткого замыкания относится к категориям контроля П, К и М (см. введение).
Нарушение геометрии обмоток силового трансформатора в результате механических воздействий при протекании больших токов или нарушения механизма прессовки является серьезным дефектом, приводящим к отказам из-за витковых замыканий или потери устойчивости обмотки.
|
|
При протекании по обмоткам трансформатора больших токов (например, токов внешних КЗ) возникают электродинамические силы, которые могут вызвать деформацию отдельных проводников, катушек или всей обмотки (рис. 7.1). Вероятность повреждений при таких воздействиях зависит не только от значения тока, но и от числа внешних КЗ, создавших броски тока через трансформатор. Ослабление усилий прессовки приводит к повышенным вибрациям обмотки и как следствие к витковым замыканиям из-за истирания изоляции [Л.1].
К числу опасных дефектов относятся осевые смещения отдельных катушек и радиальные их деформации. Более 80% повреждений мощных трансформаторов при коротких замыканиях связано с потерей радиальной устойчивости обмоток. Важно установить именно начальные деформации обмоток, чтобы своевременно предотвратить аварийный выход трансформатора из строя с разрушениями, значительно удорожающими ремонт и затрудняющими определение причины аварии. Основным параметром, характеризующим деформацию обмоток, является сопротивление КЗ трансформатора Zк. По изменению Zк можно определить степень деформации обмоток. Допустимое изменение Zк зависит от конструкции и технологии изготовления обмоток. Периодическое измерение позволит своевременно выявить повреждение трансформатора и вывести его в ремонт.
Рекомендуется [Л.2]:
1. Выполнять измерение Zк на всех трансформаторах и автотрансформаторах мощностью 63 МВА и более, класса напряжения 110 кВ и выше:
|
|
· перед вводом в эксплуатацию;
· при капитальных ремонтах;
· после протекания через трансформатор токов 0.7 и более расчетного тока КЗ трансформатора.
2. Сравнить измеренные значения Zк с базовыми. В качестве базового значения Zк следует принимать значение, измеренное на местах установки при вводе трансформаторов в эксплуатацию, а при его отсутствии - значение Zк, вычисленное по паспортным значениям напряжения КЗ (Uк), %.