Заключение. В книге представлены основные направления и способы психо­логической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии

В книге представлены основные направления и способы психо­логической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуаль­ного потенциала, исправление имеющихся нарушений в психиче­ском развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизон-тогенеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).

С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической коррек­ции и психокоррекционные технологии. В основу их положен ана­лиз сложной структуры дефекта, его значимости в общей струк­туре психического развития ребенка.

Мы рассматриваем психологическую коррекцию в двух пла­нах: в широком — как систему психологических педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей не­достатков в развитии психических функций и личностных свойств в связи с заболеванием, в узком — как один из способов психоло­гического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию личности.

Для эффективной психологической коррекции детей с пробле­мами в развитии важно учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.

Именно это и позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на сте­пень тяжести и специфическую структуру дефекта.

Учет онтогенетических моделей предполагает два основных направления в психокоррекции:

первое — возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процес­сов в качестве ранее не использованных резервов.

Например, для формирования зрительно-пространственных функций у детей с психическим недоразвитием, задержанным раз­витием и церебральным параличом мы учим их предметно-практи­ческим манипуляциям, формируем у них ориентировочную и мо-тивационную основы действия. Для развития коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости используются раз­личные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на более ранний уровень эмоционального реагирования ребенка (психотехники «родительский массаж», «холдинг-терапии» и пр.); второе — ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности детей с про­блемами в развитии и включает в себя формирование их самооцен­ки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту.

Важную роль в эффективности психологической коррекции иг­рает семья ребенка с проблемами в развитии. Это требует обяза­тельного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отно­шений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.

Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекци­онных технологий. Психокоррекционные технологии мы рассма­триваем как совокупность знаний о способах и средствах прове­дения психокоррекционного процесса.

Главные направления психологической коррекции детей с про­блемами в развитии определяются ведущими симптомокомплекса-ми, лежащими в основе дефекта ребенка. Для детей с выраженной церебрально-органической недостаточностью (умственная от­сталость, детские церебральные параличи, задержка церебрально-органического генеза, и пр.) — это коррекция интеллектуальных, гностических и эмоционально-волевых функций. Для больных с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (со­матогенные формы задержки психического развития, церебрасте-

нические нарушения вследствие травм и инфекций) — это коррек­ция нейродинамических характеристик познавательных процессов и личностного развития. Для детей с поврежденным развитием — дифференцированная коррекция познавательных процессов и лич­ности в зависимости от тяжести последствий повреждения мозга (астения, церебрастения, церебропатия).

Особое внимание уделялось нами психологической коррекции личностного развития и нарушений поведения. Основной целью психокоррекции личностного развития изучаемых групп детей яв­ляется гармонизация их личностной структуры, семейных взаимо­отношений и актуальных психотравмирующих проблем (реакция на дефект, госпитализацию, оперативное вмешательство и пр.).

В процессе поведенческой психокоррекции мы выделяли глав­ные «системообразующие факторы» нарушений поведения у де­тей и основные уровни эмоциональной регуляции поведения. На основе этого были разработаны специальные психорегулирующие тренировки.

Важным методологическим принципом системы психокоррек­ции личностного развития является принцип онтогенетической ориентации.

С учетом данного принципа мы разработали специальные иг­ровые методы, направленные на коррекцию негативных поведен­ческих реакций у детей.

Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психоло­гии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррек­ционных технологий для детей и подростков с проблемами в разви­тии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологичес­ких воздействий, базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных техноло­гий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые оп­ределяются степенью выраженности проблем у ребенка и его роди­телей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: