Самосознание как объект психодиагностики

Раздел 7

Тема: Психодиагностика самосознания

Цель: формирование знаний в области психодиагностики самосознания.

Основные понятия: самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция.

Установка к занятиям [14, 36, 47, 7, 37, 29, 50].

Самосознание – это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости [47]. В психологической литературе его рассматривают как особый феномен личности, одну из «высших» психических функций (по определению Л.С. Выготского), которые являются психологическими.

С помощью самосознания человек осознает свою принадлежность к человеческому роду, к определенным социальным группам, а также осознает свои индивидуально-неповторимые особенности, черты характера и интересы. Благодаря этому феномену человек способен отделить себя от биологической и социальной программы поведения, которые характеризуют его как объект биосоциальных отношений. В его развитии проявляется забота человека о своем личностном росте, а для психолога это еще и забота о своем профессиональном росте, так как самосознание является важным профессиональным качеством.

Я-концепция является продуктом самосознания. «Я-концепция» – «важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми» [36, С. 347]. Она также «способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий» [7, С. 39]. Я-концепция определяет ценность профессионального становления. С ее помощью человек способен определить соответствие своего «я» требованиям, которые предъявляет выбранная профессия.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из основных понятий. Однако до сих пор не существует ее универсального определения. Многими авторами Я-концепция определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую Я-концепции называют образом «Я», а в отношении аспекта, связанного с отношением к себе, пока не существует прочной терминологической традиции. Как отмечает С.Р. Пантилеев, многие нерешенные проблемы в сфере изучения самоотношения «связаны с недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы, с отсутствием адекватной и продуктивной концептуализации этого понятия».

В психологической литературе самоотношение определяется как феноменологически представленное выражения смысла «Я» для субъекта. Оно имеет две подсистемы – систему самооценок и систему эмоционально-ценностных отношений [37].

Самооценку можно рассматривать и как наиболее поверхностное самоотношение, общее, положительное или отрицательное отношение к себе [29]. Источником оценочных значений является социокультурное окружение человека, социальные реакции на какие-то его проявления, самонаблюдение. В ее основе могут лежать: собственные суждения индивида о себе; интерпретации суждений других людей; индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности человека.

Главная функция самоотношения – это сигнализация о степени благополучия жизни человека, его отношений с миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: